Мутизм: виды, причины, признаки, симптомы и лечение


Мутизм

Мутизм – заболевание, которое проявляется в полном отсутствии речи при условии полной сохранности речевого аппарата. Этот процесс не следует рассматривать как необратимый, так как восстановление речи вполне возможно при условии правильного лечения, которое назначается только врачом.

Онлайн консультация по заболеванию «Мутизм».

Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог, Психотерапевт.

Этиология

Выделяют такие возможные причины развития этого заболевания:

  • острое нарушение кровообращения головного мозга;
  • опухоль головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • сильные эмоциональные потрясения;
  • психические заболевания;
  • моральное или/и физическое насилие над ребёнком.

Редко, но все же встречается, заболевание с невыясненной этиологией.

Классификация

Различают такие формы этого заболевания у детей:

  • акинетический мутизм – обусловлен патологическими процессами в области головного мозга, нервной системы;
  • элективный (селективный мутизм) – в привычной для себя среде ребёнок ведёт себя нормально, может говорить. При смене обстановки начинается боязнь говорить, теряются навыки коммуникации;
  • избирательный мутизм – характеризуется тем, что клиническая картина проявляется избирательно, ребёнок может нормально общаться только с некоторыми людьми;
  • фобический — чаще всего носит временный характер, появляется как следствие сильного стресса или психологической травмы;
  • апаллический – имеет такую же этиологию, что и акинетический, но более сложное течение. Полное выздоровление наступает крайне редко.

Наиболее неблагоприятный прогноз имеет апаллическая форма мутизма у малыша — в таких случаях, даже при условии своевременно начатого лечения, полное выздоровление наступает крайне редко.

Симптоматика

Симптомы мутизма

Следует отметить, что при этом заболевании общая клиническая картина будет дополняться специфическими признаками самой формы недуга. К общей симптоматике относится следующее:

  • речь может отсутствовать только при определённых обстоятельствах;
  • сохраняется ясность сознания, эмоциональное восприятие происходящего;
  • наличие реакции на болевые раздражители;
  • отсутствует спонтанная и диалоговая речь;
  • присутствуют активные двигательные реакции.

Элективный мутизм у детей сопровождается следующей симптоматикой:

  • нарушение развития речи;
  • отстранённость, которая может резко переходить в агрессию;
  • молчаливость;
  • острая реакция на смену обстановки, переезд;
  • тревога, при обращении к ребёнку.

Акинетический мутизм может дополняться такими симптомами:

  • отсутствует речь;
  • низкая двигательная активность, в некоторых случаях её полное отсутствие;
  • все действия ребёнок выполняет с видимым промедлением;
  • торможение психической активности ребёнка.

При селективном мутизме общая клиническая картина может дополняться следующими симптомами:

  • в привычных для ребёнка условиях симптоматика заболевания отсутствует;
  • при попадании в непривычную среду, ребёнок теряет все навыки коммуникации;
  • наблюдается боязнь заговорить.

Следует отметить, что во взрослой жизни селективный мутизм может перерасти в различные психические заболевания и социофобию.

Фобическая форма этого заболевания характеризуется периодичностью симптоматики — клиническая картина проявляется только при сильных стрессах, психологической травме или моральном насилии над ребёнком.

Аппалическая форма не имеет специфических клинических проявлений, симптоматика полностью соответствует общему перечню. Однако при такой форме недуга полное выздоровление наступает крайне редко. В медицине присутствует неофициальное название этой формы болезни – «бодрствующая кома».

Диагностика

При наличии вышеописанной клинической картины следует как можно быстрее обращаться за медицинской помощью. В этом случае может понадобиться консультация невролога, психотерапевта, логопеда.

Программа диагностики может включать в себя следующие мероприятия:

  • физикальный осмотр с выяснением жалоб, сбором общего анамнеза;
  • неврологический осмотр пациента;
  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

Что касается стандартных лабораторных методов обследования, то они назначаются только при необходимости.

Лечение

Базисное лечение будет зависеть от первопричинного фактора. Если этиологией мутизма является патологический процесс в области головного мозга, то может потребоваться проведение операции:

  • удаление гематомы и установка дренажа в желудочки мозга;
  • хирургическое удаление опухоли головного мозга.

После операции требуется прохождение реабилитации как в самом медицинском учреждении, так и в специализированном санатории, где проводится коррекция речевой функции и социальная адаптация пациента.

Приём медикаментов сводится к минимуму. В отдельных случаях врач может назначить седативные препараты и транквилизаторы. Для улучшения функционирования головного мозга могут назначаться ноотропные средства.

Отдельное место в лечении этого заболевания занимает психотерапия с мультимодальным подходом — осуществляется комплексное лечение с элементами семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.

Следует понимать, что эффективность лечения такого заболевания у ребёнка будет зависеть не только от назначенной врачами терапии, но и от психоэмоциональной обстановки в семье. Малыша следует оградить от стрессов, моральных травм и нервного перенапряжения.

Кроме конкретного индивидуального курса лечения, следует принимать во внимание и такие общие рекомендации:

  • как можно больше уделять внимания ребёнку — разговаривать с ним, проводить время за развивающими играми;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • постепенная социальная адаптация в обществе — общение и игры с детьми, посещение детских учреждений для обучения и развития.

Лечение этого заболевания может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Прогноз и возможные осложнения

Прогноз будет зависеть от формы и стадии развития недуга. Что касается осложнений, то на фоне мутизма возможно развитие следующих социальных нарушений:

  • трудовой и социальной дезадаптации из-за отсутствия речи;
  • развитие психологических заболеваний, комплексов;
  • социофобия.

Профилактика

Целенаправленных методов профилактики, к сожалению, нет. Однако свести к минимуму риск развития такого недуга у ребёнка можно, если применять на практике следующее:

  • исключение психологических травм, стрессов, напряжённой эмоциональной обстановки;
  • ведение здорового образа жизни с того момента, как родители решили зачать ребёнка и во время вынашивания малыша;
  • ежедневные прогулки с ребёнком, активные, развивающие игры;
  • достаточное количество внимание со стороны родителей;
  • соблюдение режима дня, правильное питание.

При первых же симптомах нужно обращаться к врачу, а не игнорировать проблему или пытаться устранить её самостоятельно.

Источник: SimptoMer.ru

Как проявляется синдром мутизма у взрослых и детей

Мутизм – патологическое состояние, характеризующееся полным молчанием при сохранении функций речевого аппарата, слуха и способности понимать речь. В неврологии это расстройство относят к невротическому нарушению речи, в психологии – к нарушению способности устанавливать социальные контакты, в психиатрии это явление рассматривают в рамках психических отклонений (шизофрении, психозов, истерии).

В настоящее время, расстройство принято относить к «поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрастах». Диагноз внесен в перечень заболеваний, учтенных в Международном классификаторе.

Особенности мутизма

Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации. Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью). В связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления. В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства. В связи с этим, особое значение приобретает необходимость постановки своевременного и точного диагноза.

Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства. Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм. Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

Причины

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.

Детский возраст не всегда позволяет установить истинную причину немоты. Исключением являются случаи, когда стимулятором служат психические отклонения. Причиной развития патологии может стать глухота. В этом случае говорят о возникновении сурдомутизма.

Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).

Симптомы мутизма

Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

  • отказа от речевого общения, немоты;
  • сохранения немоты не менее одного месяца;
  • сохранения сознания;
  • отсутствия патологий речевого аппарата;
  • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
  • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
  • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
  • активное пользование невербальными методами общения.

В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

Виды мутизма

Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур. Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства. Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.

В отдельную группу выделен патохарактерологический вид расстройства, который проявляется в дошкольном и в младшем школьном возрасте при отрыве детей от привычной обстановки. К нему можно отнести избирательную форму элективного синдрома. Проявляется у болезненно-привязанных к дому, родителям, пугливых, робких детей. Эндогенно-психотические формы возникают гораздо реже. Развиваются они под влиянием бредовых идей, галлюцинаторных голосов.

В современной практике имеется еще одна разновидность классификации мутизма, которая выделяет следующие расстройства:

  • Селективный (элективный). Характеризуется отсутствием речи в определенных ситуациях.
  • Акинетический. Проявляется в виде двигательных и речевых нарушений.
  • Апалический синдром. Приравнивается к состоянию комы, полностью отсутствует реакция на внешние раздражители.

Лечение

Терапия мутизма предусматривает комплексное применение медикаментозных и психотерапевтических процедур. Выбор вектора лечения в каждом отдельном случае индивидуален и учитывает вид синдрома, общее психическое, физическое состояние и личностные особенности больного.

В зависимости от особенностей патологии и причин, спровоцировавших ее возникновение, лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Стационарное лечение применяется в случаях, предусматривающих применение сложных диагностических процедур и хирургического вмешательства. Лечение мутизма не предусматривает универсального способа избавления от патологии.

В некоторых случаях, это относится к избирательному мутизму, достаточно мер психологической поддержки, в некоторых, как в случаях с акинетическим и апалическим мутизмом, необходимо хирургическое лечение для устранения основной причины, вызвавшей нарушения способности говорить: удаление гематомы или опухоли. В случаях, когда терапия предусматривает применение лекарственных препаратов, больным назначаются:

  • ноотропы;
  • нейролептики;
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина;
  • бензодиазепины;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотические препараты.

Комплексное лечение включает такие дополнительные методы терапии, как:

  • дыхательные упражнения;
  • фототерапию;
  • массаж;
  • арт-терапию;
  • лечебную гимнастику.

Целью терапии является устранение причин возникновения патологии, насколько это возможно, купирование невротических депрессивных расстройств, улучшение межличностных контактов.

Независимо от вида медикаментозной помощи осуществляется психологическая поддержка:

  • обучение навыкам продуктивного общения;
  • работа с тревожностью;
  • помощь в преодолении стрессов;
  • коррекция мимики и пр.

Применяются методы речевой и поведенческой терапии, тренинги социальных навыков. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, за исключением случаев, когда расстройство вызвано тяжелыми психическими патологиями и органическими поражениями мозга.

Источник: indepress.ru

Мутизм – не могу разговаривать, или не хочу?

Мутизм представляет собой отсутствие вербальной речи у пациента при формальной сохранности способности говорить. Состояние коренным образом отличается от афазии, при которой речевые функции утрачиваются в той или иной части в результате деструкции соответствующей области головного мозга. Мутизм — не самостоятельное заболевание, а синдром (группа типичных симптомов) в рамках психиатрических или невропатологических проблем.

Встречается одинаково часто у мужчин и женщин. Дети также склонны к формированию аномального состояния под воздействием психотравмирующих факторов разной интенсивности. У взрослых диагностика проходит быстрее и эффективнее, поскольку при мутизме сохраняется способность к письму. У детей же она могла еще не сформироваться, потому определить, что к чему, гораздо труднее.

Возможны разные глубины нарушения речи и высшей нервной деятельности. В классических случаях — это отсутствие вербальной реакции на речь: нет ни ответной, ни спонтанной речи. Больной пишет, может изъясняться жестами. В тяжелых случаях нет вообще никакой реакции, что говорит, вероятнее всего, о тяжелом психопатологическом диагнозе. В любом случае, обследовать человека с таким синдромом нужно в стационаре, чтобы наблюдать за ним постоянно.

Почему развивается мутизм

Причины, как предполагает современная медицина, лежат в воздействии чрезмерно интенсивного раздражителя на нервную систему. Отсутствие речи или же полный отказ реагировать на окружающий мир — своего рода защитный механизм. Органы речи, головной мозг в порядке, формально нет никаких органических причин для развития столь сложного процесса. Но проблема есть. Почему? Причины психологические. Среди непосредственных:

  • Психическая травма

Особенно тяжелая. Если человек стал свидетелем, что еще хуже — участником психотравмирующего случая. Например, террористического акта, военных действий, аварии с потерей близких и прочее. В такой ситуации мозг старается защититься от негативного влияния. В равной мере рискам подвержены все, независимо от сопротивляемости нервной системы стрессам. Мутизм может возникнуть у любого пациента.

  • Психическое насилие

Как правило, наблюдается в отношениях, неявно или явно построенных на принципе власти и подчинения. Авторитарный родитель — бесправный ребенок, тиран-супруг — жена, поставленная в зависимое положение и прочие варианты.

Две названных причины покрывают большую часть клинических ситуаций в практике врачей неврологов и психиатров. Прочие имеют под собой органическую подоплеку. Но доля их мала. Не более 15% от общего числа ситуаций. Причем среди этих 15% лидерство держит шизофрения и расстройства аутистического спектра у детей.

Мутизм может быть частью негативной симптоматики при параноидной или кататонической шизофрении. Патологическое отклонение успешно корректируется нейролептическими препаратами в правильной подобранной дозировке. Хотя и не всегда. Задача не из простых. Отсутствие речи обычно соседствует с глубокими личностными изменениями, деградацией и расщеплением «Я» пациента. Потому нормальная речь может отсутствовать по другим причинам, связанным с прогрессированием болезни.

Аутизма и его вариации — одна из ключевых причин у пациентов в возрасте до 12 лет. При этом встречается ундулирующее течение (волнообразное: интенсивность симптомов то снижается, то повышается), что типично, скорее, для детской шизофрении.

В качестве причины выделяют диссоциативные расстройства. Нарушения процессов высшей нервной деятельности. Особняком стоит истерическое расстройство. Мутизм выступает неосознанной реакцией на минимальный психический раздражитель. Пациент с таким диагнозом стремится находиться в центре постоянного внимания. Манипулятивные попытки неосознанные, по крайней мере, до определенного момента.

Еще реже развиваются органические патологии:

  • ВИЧ-энцефалопатия — поражение головного мозга вирусом СПИДа (характеризуется выраженными симптомами деменции, деструкций личности, полной утратой когнитивных функций, мутизм возникает одним из первых);
  • опухоли головного мозга (злокачественные или доброкачественные);
  • травмы головного мозга.

Некоторые практики и ученые относят к названной категории симптом поражения голосовых связок, речевого аппарата, церебральных структур. Но большая часть специалистов против столь необоснованного расширения перечня случаев, когда можно говорить о расстройстве. Здесь имеют место чисто органические причины невозможности говорить, а не психологические.

Виды нарушения

Классифицировать мутизм нужно по происхождению и превалирующей клинической картине.

Элективный

Он же избирательный (психогенный). Типичен для детей. Характеризуется немотой в определенных жизненных ситуациях. Обычно триггером выступает какая-либо форма социальной активности. Необходимость говорить с другими детьми, отвечать у доски, делать что-либо другое. В отличие от прочих форм расстройства, эта считается самостоятельным диагнозом.

Вероятность нарушения повышается при недостаточной социальной адаптированности ребенка в системе с резкой переменой окружения. Например, при переезде в другую страну. При исключительно психологической составляющей, удается добиться качественной коррекции силами одного только логопеда-психолога. Психогенный мутизм органического происхождения, например, при аутизме или шизофрении очень скоро развивается, прогрессирует вглубь, и состояние становится очевидным. До тех пор для отграничения требуется дифференциальная диагностика.

Акинетический

Наблюдается на фоне органических поражений головного мозга. Как было сказано ранее, относить или нет такие состояния к названному типу, вопрос спорный. Потому как отграничить мутизм от афазии трудно в такой ситуации. Тем более, если поражены зоны Брока или Вернике.

Кататонический

Часть симптоматического комплекса при шизофрении, возникает как результат прогрессирующего нарушения высшей нервной деятельности. Причины до конца не понятны. Диагностируется при четком определении состояния как кататонической шизофрении. При смене фаз процесса возможно частичное восстановление способности общаться. Мутизм при шизофрении корректируют атипичными нейролептиками. С переменным успехом.

Эмоциональный

Встречается наиболее часто. Это ответ на психотравмирующую ситуацию. С течением времени может пройти сам собой или же существует длительное время в результате психологического блока. Работа с психотерапевтом, неврологом и грамотным логопедом позволяет «разговорить» пациента намного быстрее.

Истерический

Встречается при одноименном расстройстве. В такой ситуации пациент предпринимает попытки манипуляции окружающими, обратить на себя внимание. Немота используется как инструмент. Встречается мутизм и при истероидной акцентуации характера. Но тогда определить грани нормы и патологии с ходу невозможно. Такие люди манерны, артистичны, хорошо симулируют. Потому нужны наблюдение и диагностика. Истерический мутизм требует проведения курса когнитивно-поведенческой терапии под контролем психотерапевта.

Гиперкинетический

Нарушение речи на фоне повышенного психомоторного возбуждения, физической активности, подвижности. Расстройство заканчивается само собой, речь возвращается. Отклонение встречается при синдроме гиперактивности, на фоне панической атаки, некоторых прочих диагнозов.

Возможен мутизм после комы. Если головной мозг в норме, постепенно речевая функция вернется. Это следствие длительного бессознательного состояния. Логопедическая и психологическая помощь позволяют ускорить процесс восстановления.

Принятая в логопедии классификация используются для точного описания состояния, дальнейшей диагностики и подбора метода эффективного лечения.

Симптомы состояния

Признаки непосредственно самого нарушения вариабельны. Зависят от причины дисфункции, возраста человека, характера и личностного склада, индивидуальные моменты играют ключевую роль. Если составить обобщенную клиническую картину:

  1. Нарушения речи. Основная черта патологического явления — отсутствие устной речи. Человек, как правило, контактен, охотно общается, отвечает на поставленные вопросы жестами или же пишет ответ на бумаге, печатает, сохраняет способность общаться в социальных сетях, чатах, по электронной почте. В более тяжелых случаях ответа на обращение нет вообще, человек будто погружен во внутренний мир, не реагирует ни на что. Это может быть результат перегрузки нервной системы. Как правило, с течением времени состояния регрессирует, остается только нарушение речи.
  2. Нарушения поведения. Пациент не общается с другими даже жестами, сидит, мало двигается. Возможны неадекватные поведенческие реакции, неуместные для данной ситуации. Встречается подобное сравнительно редко.
  3. Проблемы эмоциональной сферы. В зависимости от причины, пациент может стать более агрессивным, раздражительным. Типична апатичность, отсутствие желания что-либо делать, погруженность в собственные переживания. Эмоциональные и поведенческие нарушения редко приобретают столь критический размах, если нет органических причин или психических расстройств. Однако после пережитой психической травмы полная триада проявлений — явление естественное и, в некотором смысле, нормальное (говоря условно).

Нужно оценивать наличие сопутствующих симптомов. Нарушения высшей нервной деятельности неминуемо сопровождаются дефицитом, психические расстройства — прогрессирующими личностными расстройствами, стиранием характера человека, разрушением структуры мышления, что однозначно говорит в пользу шизофренического процесса.

Симптомы мутизма у детей очевидны в период, когда речь сформирована. Подавляющее большинство случаев манифестации приходится на поступление в школу. Новая ситуация вызывает сильный стрессовый ответ, но обычно выборочный. В качестве защиты для психики. Возможно и позднее развитие мутизма, но редко. Восстановление представляет определенные сложности. Требуется наблюдение за ребенком, желательно в условиях неврологического отделения или психиатрического диспансера.

Диагностика

Обследование проводится под контролем психиатра и невролога, в тандеме. Примерный перечень методик:

  1. Устный опрос. Нужно оценить способность адекватно реагировать на обращенную речь, понимание всех конструкций, лексических и грамматических особенностей, выразительности, экспрессивности. Это даст старт диагностике.
  2. Помимо, важно выявить сохранность письменной речи, способности изъясняться жестами или с помощью условных сигналов, о которых врач договаривается с пациентом.
  3. Электроэнцефалография. Исследование, направленное на выявление электрической активности головного мозга. Аномальные очаги учитываются в дальнейшей диагностике.
  4. МРТ церебральных структур с контрастным усилением. Золотой стандарт в деле диагностики структурных изменений в головном мозге любой степени тяжести. Контрастное усиление гадолинием позволяет обнаружить опухоли, области демиелинизации (рассеянный склероз).

Также проводится полное психопатологическое исследование, насколько это возможно в условиях ограниченного вербального контакта с пациентом. В большинстве случаев существенных проблем нет. Если же пациент не идет на контакт, при этом органических патологий не выявлено, выбирают выжидательную тактику, применяют мягкие методы психологического воздействия.

Таким образом, диагностика предполагает установление следующих моментов:

  • какие признаки мутизма есть, какие прочие симптомы присутствуют;
  • психиатрический статус человека;
  • состояние головного мозга, по необходимости оценивают и органы речи.

В системе этого достаточно. Вникнуть нужно и в социальную обстановку, особенности личности. В рамках сбора анамнеза. Не лишним будет, если пациента на приеме специалиста будет сопровождать кто-либо из близких, чтобы ответить на вопросы и дать больше информации.

Лечение расстройства

Коррекция мутизма проводится врачами неврологом, психиатром (психотерапевтом), нейрохирургом (реже).

В типичных случаях, если нет органического поражения церебральных структур, достаточно логопедических и психотерапевтических методик:

  1. Индивидуальные тренинги направленные на выработку устойчивости к стрессовым ситуациям, проработку пережитых психогенных проблем, освоение методов релаксации.
  2. При хорошем результате на предыдущем этапе, показаны коллективные тренинги. Социализация, активность в группе «друзей по несчастью» позволяет лучше справиться с проблемой, но при должной предварительной подготовке. Группы — от 3 до 5 человек.
  3. Больному обязательно требуется положительная, доброжелательная и спокойная обстановка дома, без конфликтов и избыточного нервного напряжения.
  4. Хорошо показала себя терапия с помощью творчества. Благоприятно сказывается и общение с животными — кошки, собаки, лошади помогают снять стресс.

Лечение мутизма на фоне психиатрических расстройств требует применения психотропных препаратов. В основном используются нейролептики последнего поколения, атипичные средства, которые способны бороться с негативной симптоматикой. Это в основном касается шизофрении. Истерические расстройства, диссоциативные нарушения требуют использования антидепрессантов и/или транквилизаторов. Возможно нейролептиков в минимальной дозировке. Депрессии — противопоказание для нейролептиков.

Органические поражения церебральных структур требуют хирургического вмешательства. Это справедливо при гематомах, опухолях, кистах. Но если расстройство бесполезно корректировать, мозг уже поврежден, единственный метод — системная реабилитация, с применением ноотропов, цереброваскулярных средств и психотерапии в разных вариациях.

Существует методика стрессового выведения пациента из состояния. Она применяется у взрослых больных. Заключается во введении кофеина и Амобарбитала в минимальных дозировках. Способ позволяет растормозить пациента. Но это грубая методика, к тому же подходит не всем и применима не всегда.

Прогноз и профилактика

Прогноз благоприятный в большинстве случаев. Мутизм без органических отклонений полностью обратим. Проблема устраняется быстрее при помощи врача. Неблагоприятный на фоне течения психических расстройств аутистического и шизофренического спектров. Диссоциативные и истерические расстройства протекают не столь агрессивно. Можно рассчитывать на положительный прогноз.

Что касается органического поражения церебральных структур — перспективы туманны. Зависит от «свежести» поражения, возможности коррекции и обширности поражения.

Профилактики как таковой нет. Необходимо избегать стрессов, повышать устойчивость к психопатогенным факторам, вести здоровый образ жизни.

Читайте также: Алалия

Источник: ponervam.ru

Мутизм

Мутизм (лат. mutus — немой, безгласный) — в психиатрии и неврологии состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже не даёт понять знаками, что он согласен вступить с окружающими в контакт[1], при этом в принципе способность разговаривать и понимать речь окружающих у него сохранена[2]. При мутизме отсутствует как ответная, так и спонтанная речь. Следует отличать мутизм от афазии, при которой также утрачивается способность говорить, обычно из-за какого-либо повреждения мозга. Если больной не разговаривает, но при этом у него сохранилась способность к письму, у него вероятен мутизм, но не афазия[3].

Может перетекать в логофобию и логоневроз.

Варианты мутизма[править | править код]

Выделяются следующие варианты мутизма[2]:

  • психогенный мутизм (возможно возникновение этого типа мутизма у детей в качестве острой реакции на психическую травму, либо в определённых социальных ситуациях, которые вызывают страх и тревогу);
  • кататонический мутизм (при кататоническом синдроме, мутизм, обусловленный немотивированным и не имеющим внешних причин противодействием побуждению общаться);
  • истерический мутизм (обычно вызван неосознаваемым и подавленным желанием больного обратить на себя внимание окружающих людей утратой способности говорить).
  • акинетический мутизм (органический; обычно возникает при органических поражениях головного мозга: при огнестрельных ранах лобных отделов, гемангиомах мезенцефальной локализации, тромбозе базилярной артерии, опухоли в области III желудочка[4]).

Также выделяется селективный/элективный/избирательный мутизм — когда больной ведёт разговор только с избранным кругом лиц и только в определённых ситуациях. Данный тип мутизма встречается также в детском возрасте, чаще в возрасте 3 лет или с начала учёбы в школе, и проявляется в общении только с избранными лицами (чаще всего ребёнок контактирует со всеми членами семьи, кроме одного)[4]. Данный тип мутизма входит в медицинские классификаторы DSM-5 и МКБ-10 как отдельный диагноз, код — F94.094.0.

Болезни, при которых проявляется мутизм[править | править код]

Мутизм является симптомом психомоторного расстройства, может наблюдаться после сотрясения и ушиба мозга, тяжёлой психической травмы, пожара, гибели близких, как одно из поздних проявлений синдромокомплекса «СПИД-деменция» и т. п. Кататонический мутизм встречается при кататонической шизофрении в связи с негативизмом. Истерический — при диссоциативных (конверсионных) расстройствах и истерическом расстройстве личности. Мутизм может развиваться и при неврологических заболеваниях, например при двустороннем поражении кортико-бульбарных трактов, параличе голосовых связок и выраженной спастике[3].

Лечение[править | править код]

Особенности ухода за больными мутизмом заключаются в том, что медсестра должна поддерживать постоянное общение с такими пациентами, используя мимику, письмо, жестикуляцию. Беседы в сочетании со средствами, стимулирующими деятельность нервной системы, весьма полезны и полностью снимают глухоту и немоту.

Для лечения мутизма по назначению врача применяют метод растормаживания. После инъекции 1 мл 10 % раствора кофеина спустя 3—5 мин больному внутривенно очень медленно (1 мл/мин) вводят раствор амобарбитала до появления состояния лёгкого опьянения. Как правило, достаточно одной процедуры. Завершая процедуру, медсестра должна несколько раз в течение дня лечения заставлять больного отвечать на вопросы и вступать с ним в беседу.

В обществе и в религии[править | править код]

Не следует относить к проявлениям мутизма известные в ряде социальных классов и в религии формы поведения, связанные с обетом молчания. Например, после некоторых психотравм, считающихся социумом постыдными, позорными (изнасилование, клеймение социальным «проклятием» «враг народа» и т. п.), социум объявляет бойкот (в иудаизме херем) провинившемуся лицу, получая впоследствии аналогичную ответную реакцию лица, или лицо само принимает такое решение самостоятельно; подобная ситуация может быть и в тех случаях, когда человек начинает считать всю свою жизнь греховной по религиозным соображениям. Результатом может быть удаление в отшельничество или монастырь с многолетним молчанием по личному или социальному решению.

См. также[править | править код]

  • Глухонемота
  • Слепоглухота
  • Глухота
  • Всероссийское общество глухих

Примечания[править | править код]

  1. М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. И. Сергеев. Психиатрия: Учебник для студ. мед. вузов. — М.: МЕДпресс-информ, 2006. — 576 с. — ISBN 5-98322-217-1.
  2. 1 2 Жмуров В. А. Мутизм // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
  3. 1 2 Под ред. Е. И. Гусева, А. Н. Коновалова, В. И. Скворцовой, А. Б. Гехт. Неврология: национальное руководство (неопр.). — ГЭОТАР-Медиа, 2010. — С. 31. — ISBN 978-5-9704-1714-0.
  4. 1 2 В. М. Блейхер, И. В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов. — МОДЭК, 1995. — ISBN 5-87224-067-8.

Литература[править | править код]

  • Нервные болезни : учебник / М. Н. Пузин, А. В. Степанченко, Л. Г. Турбина и др. ; под ред. М. Н. Пузина. — М. : Медицина, 1997.
Источник: ru.wikipedia.org

Элективный мутизм у детей

Элективный мутизм у детей – это психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Общие сведения

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Элективный мутизм у детей

Причины

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги.

Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития, нарушения артикуляции, фобии, тики, депрессия, энурез, энкопрез.

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Дифференциальная диагностика

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз и профилактика

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

Источник: www.KrasotaiMedicina.ru