Нарушения слуха у детей и методы их коррекции
Методы диагностики и лечения нарушения слуха у детей
![]() |
![]() Нарушение слуха у детей в настоящее время является достаточно серьезной проблемой, которая может оказать критическое влияние на развитие ребенка на его всех этапах. К сожалению, из-за невнимательности родителей обследование и лечение данного вида патологии у малышей проводится с большим опозданием. Несвоевременная диагностика может привести к глухонемоте и, как следствие, инвалидности детей. Ранее считалось, что односторонняя тугоухость не оказывает отрицательного влияния на ребенка. Однако доказано, что подобная патология вызывает задержку слухового развития и создает проблемы в обучении. Так, 35% детей с односторонней тугоухостью, обучающихся в общеобразовательных школах, остаются на второй год. Такой вариант заболевания часто протекает скрыто от родителей и длительное время может быть не диагностирован.
Хорошо известно, что первые годы жизни малыша во многих аспектах являются определяющими для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Это обуславливает первостепенную значимость раннего выявления нарушения слуха. К основным причинам возникновения тугоухости и глухоты относятся:
Существует ряд состояний или заболеваний, которые ребенок перенес уже после рождения и после которых необходимо обследоваться у врача-сурдолога. Часто наличие аденоидов и воспалительных изменений в верхних дыхательных путях приводят к развитию хронического среднего отита и стойкой тугоухости. Основными причинами возникновения тугоухости в детском и юношеском возрасте могут быть:
Чтобы избежать серьезных последствий, слух детей следует проверять:
При возникновении первых подозрений на снижение слуха необходимо начать целенаправленную сурдопедагогическую работу. Раннее начало коррекционной работы с младенцами имеет особое значение, ведь, благодаря ей дети (даже со значительным снижением слуха) уже к трем годам пользуются речью, хотя и с переменным успехом. В то же время, если специальные занятия не начать вовремя, то не только глухие, но и дети с тяжелой тугоухостью к 2-3 годам, как правило, становятся немыми.
Снижение слуха требует применения различных методов: лекарственное и физиотерапевтическое воздействие или даже хирургическое лечение. При минимальном снижении слуха дети, имеющие нарушения речи, могут обучаться в логопедических группах.
Слухопротезирование осуществляется врачом-сурдологом на основе обследования. Детей младенческого возраста целесообразно протезировать двумя аппаратами заушного типа, а не карманными. Во-первых, современные аппараты заушного типа удовлетворяют требованиям, предъявляемым к слухопротезированию у детей с любой степенью потери слуха. Во-вторых, при этом обеспечивается истинное биауральное восприятие (восприятие обоими ушами), позволяющее ориентироваться в пространстве. Слухопротезирование осуществляется сразу же после установления степени и характера снижения слуха. Индивидуальный режим работы аппарата уточняется в процессе корректирующих занятий. Именно своевременное и адекватное слухопротезирование в сочетании с ранней коррекционной работой позволяет на 1-2 году жизни нивелировать разницу между глухотой и значительной тугоухостью. Исследование слуха у детей должно осуществляться в учреждениях здравоохранения, имеющих специальное оборудование. Исследование восприятия шепотной речи — это только один из многих методов, необходимых для диагностики патологии. Кроме этого, могут понадобиться:
Помимо перечисленных методик, в Детском консультативно-диагностическом центре ФГБУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова» Минздрава России существует специально оборудованная сурдокамера (звукоизоляционное помещение), в которой проводят исследование слуха у детей. Она достаточно большая для того, чтобы ребенок мог находиться в ней вместе с мамой. При помощи компьютерной программы проводятся исследования, позволяющие установить вид и степень тугоухости, разработать программу индивидуальной реабилитации. Если снижение слуха возникает после перенесенной инфекции и носит временный характер, то лечебно-реабилитационные мероприятия врач-сурдолог проводит совместно с врачом- оториноларингологом. Помните!
Предварительная запись по телефону +7 (499) 464-03-03. Другая полезная информация |
Методы коррекции нарушений слуха у детей
Нарушения слуха у детей являются довольно-таки распространенной проблемой. Они могут быть врожденными либо приобретенными, но в любом случае негативно отражаются на развитии и требуют адекватной комплексной коррекции.
Лечение
Терапия нарушений слуха у деток проводится после выполнения комплексной диагностики и зависит от первопричины развития такой проблемы. Лечение может быть:
- Немедикаментозным.
- Лекарственным.
- Оперативным (хирургическим).
- С использованием слуховых аппаратов.
Методики терапии подбираются в индивидуальном порядке лечащим врачом. При необходимости специалист может сочетать несколько способов коррекции для достижения максимально возможного эффекта.
Нелекарственная терапия
Немедикаментозная коррекция подразумевает устранение факторов, которые могли повлечь за собой снижение слуха, в частности:
- Очистку слухового прохода.
- Извлечение серной пробки.
- Удаление инородного тела.
Помимо того, эта группа терапевтических мероприятий подразумевает соблюдение охранительного режима. Маленьким пациентам с нарушениями слуха необходимо:
- Отказаться от применения наушников.
- Не слушать громкие звуки (музыку).
- Беречься от сильного шума.
- Отказаться от использования ототоксичных медикаментов.
- Вести максимально здоровый образ жизни.
Коррекция слуха у деток может подразумевать применение некоторых методик физиотерапии. Оптимальный способ воздействия подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от типа выявленных нарушений. В частности, могут использоваться методы:
- Лекарственного электрофореза. Электроды могут накладываться на участок сосцевидных отростков, в таком случае применяют калия йодид и лидазу. Иногда электрофорезом воздействуют на воротниковую зону, используя дибазол, никотиновую кислоту и дротаверин.
- Дарсонвализации. Этот метод подразумевает воздействие на кожные покровы импульсных токов, которые отличаются высокой частотой, высоким напряжением и малой силой.
- Эндаурального фоноэлектрофореза. При такой методике электроды помещаются непосредственно в ухо.
- Иглоукалывания. Данный способ терапии подразумевает воздействие на организм специальными иглами, которые вводятся в области особенных биологически активных точек.
- Гальванизации уха. Это методика воздействия на орган непрерывным электрическим током, который отличается малой силой.
- Лазерной эндауральной терапии. Подразумевает воздействие лазером непосредственно в структурах уха.
- Сантиметровой терапии. Данный метод заключается в воздействии на организм электромагнитным полем с особенной частотой и четко определенной длинной волны.
- Лечебного массажа.
- Гипербарической оксигенации. Этот метод заключается в обогащении организма кислородом в специальной барокамере.
- Амплипульстерапии в области шейных симпатических сплетений. Суть данного метода состоит в воздействии на организм синусоидальными токами.
- Радоновых либо хлоридно-натриевых ванн.
Методики нелекарственного лечения часто носят вспомогательный характер и применяются параллельно с прочими способами терапии.
Медикаментозная терапия
Лекарственное лечение позволяет справиться с приобретенными нарушениями слуха. Средства терапии подбираются в индивидуальном порядке, среди них могут быть:
- Антибиотики. Они эффективно нейтрализуют возбудителей инфекции. Отоларингологи обычно отдают предпочтение аминопенициллинам либо цефалоспоринам.
- Мочегонные лекарства, представленные фурасемидом и пр. Способствуют снижению отечности и выведению лишней жидкости.
- Гормональные медикаменты – глюкокортикоиды. Их предпочитают использовать, если нарушение слуха возникло внезапно. Такие лекарства оказывают мощное противовоспалительное воздействие.
- Средства, способные улучшать микроциркуляцию крови.
- Антиоксидантные препараты.
- Ноотропные лекарства.
- Антигипоксанты.
- Витаминные препараты, в частности, витамин С и витамины группы В.
Лекарственная терапия может дать ощутимый терапевтический эффект при лечении приобретенных нарушений слуха. Довольно часто лечение начинают в стационарных отделениях, после чего продолжают в домашних условиях.
Оперативное лечение
Методы хирургической коррекции помогают справиться с различными видами нарушений слуха. Есть несколько видов оперативных вмешательств на ушах при подобной проблеме:
- Тимпанопластика. Данная операция позволяет восстановить целостность барабанной перепонки либо цепи слуховых косточек. Такая разновидность хирургической коррекции осуществляется исключительно по показаниям – при наличии у маленького пациента нарушений звукопроводящей системы.
- Шунтирование барабанной перепонки для устранения секрета, скапливающегося в барабанной полости.
- Мирингопластика. Это вмешательство является разновидностью тимпанопластики и направлено на восстановление целостности барабанной перепонки.
- Кохлеарная имплантация. Эта операция является методом слухопротезирования, при котором в структуры уха вживляют систему электродов, способную обеспечить полноценное восприятие звуковой информации благодаря стимуляции электрическими импульсами слухового нерва. Такой метод лечения оптимально подходит малышам, которые страдают от врожденной глухоты, и практикуется до достижения ними двух с половиной – трех лет. При приобретенных нарушениях слуха его используют, если слуховой аппарат не позволяет достичь нормальной слышимости звуков.
Хирургическое лечение нарушений слуха осуществляется в специальных клиниках под общим наркозом. При правильном выборе методики коррекции подобный способ воздействия дает ожидаемый эффект и помогает улучшить слух либо восстановить его.
Слуховой аппарат
Иногда врачи уже в первые полгода жизни малыша настаивают на применении слуховых аппаратов. Подобные устройства помогают некоторым пациентам с врожденными проблемами, а также показаны при определенных приобретенных патологиях. Современные слуховые аппараты – это уникальные микроэлектронные приборы, которые способны успешно компенсировать различные степени потери слуха. Опытные врачи помогают подобрать оптимальную модель такого устройства даже в раннем возрасте и, скорректировав его амплитудно-частотные свойства, могут достичь необходимого уровня усиления и достаточной разборчивости звука.
Правильно подобранный аппарат способен стимулировать развитие остатков слуха. Такое устройство неплохо тренирует слуховые анализаторы, активируя их центральные отделы, которые локализованы в коре головного мозга.
Рекомендации врачей:
- Заподозрив у ребенка нарушение слуха, родителям необходимо в кратчайшие сроки обратиться к медикам и пройти полноценный осмотр. Также необходима консультация сурдолога и, по необходимости, консультация в кабинете слухопротезирования.
- Важно предпринять все возможные меры по коррекции слуха у детей в раннем возрасте, так как ребенок должен полноценно воспринимать речь (еще до того, как начнет учиться говорить) в течение восемнадцати месяцев с момента рождения. При снижении слуха малыш перестанет реагировать на элементы речи, ухудшение слуха будет прогрессировать, а речевое развитие сильно нарушится.
- Слуховые аппараты имеют определенные противопоказания. Возможность их использования определяется в индивидуальном порядке.
- Подбор подходящего ребенку устройства осуществляется в индивидуальном порядке с учетом проведенного аудиометрического обследования. Аппарат должен обеспечить полноценное восприятие речи с максимальной разборчивостью ее элементов.
Родителям важно следить, чтобы слуховой аппарат использовался малышом с нарушениями слуха на постоянной основе. Устройство нужно надевать сразу же после пробуждения и не снимать до ночного сна. Лишь в этом случае коррекция слуха будет максимально успешной.
Развитие речи
Проблемы со слухом у детей приводят к естественным изменениям в восприятии мира. Такие малыши отличаются большей чувствительностью к запахам, а также к кинестетическим чувствам и зрительному образу. Полноценная реабилитация деток с нарушениями слуха возможна лишь при условии направленного развития речи, и оно начинается в семье. Родителям необходимо:
- Дать ребенку возможность слышать нормальную речь и визуально воспринимать работу артикуляционных органов.
- Не использовать жесты для общения, заменяя ними речь (если специалист не рекомендовал другого).
- Укреплять здоровье ребенка, предупреждать вторичные нарушения развития, воспитывать активность, формировать мотивацию к обучению и развивать коммуникативные навыки.
- Формировать словесную речь на своем примере за счет остатков слуха.
- Работать со специалистами: логопедом, сурдопедагогом и дефектологом.
- Добиться посещения ребенком обыкновенного общеобразовательного сада. Группа детей с нормальным слухом – это важнейшее условие для адекватного речевого и умственного развития. Само собой, параллельно нужно продолжать работать со специалистами.
Для детей с нарушениями слуха характерно некоторое недоразвитие ряда важных компонентов речевой системы. Они часто:
- Неправильно согласовывают слова.
- Пропускают предлоги или неправильно их используют.
- Не различают определенные речевые элементы.
- Испытывают затруднения в овладении правильной артикуляцией.
- Обладают смазанной речью без интонационного окрашивания.
- Разговаривают замедлено.
- Обладают ограниченным запасом слов.
Справиться со всеми этими нарушениями можно при длительной и комплексной работе с логопедом и сурдопедагогом. Коррекция речи подразумевает:
- Проведение слуховых тренировок с применением звукоусиливающей аппаратуры. Такие занятия помогают развить слуховое восприятие речи, накопить речевой опыт и научиться использовать словесную речь в общении.
- Проведение музыкально-ритмических занятий, где дети обучаются различиям между пением и речью, воспринимают и воспроизводят музыкальные и неречевые элементы.
- Индивидуальные занятия с применением логопедических средств. Специалист обучает ребенка различным методикам постановки звуков, овладению голосом и дыханием.
- Развитие мелкой моторики. Такие занятия с детьми помогают им адаптироваться к активной работе, избавиться от накопленного напряжения и активировать речевую зону, которая в головном мозге локализована около зоны мелкой моторики.
- Занятия творческо-конструктивной деятельностью. Благодаря практической информации о форме, размерах и пространственной локализации предметов ребенок с нарушениями слуха обогащает словарный запас и активирует развитие когнитивных процессов (памяти, внимания и мышления).
Успешное развитие интеллекта и становление речи детей с нарушениями слуха является возможным только при комплексном подходе: лечении обнаруженных нарушений, слаженной работе родителей и педагогов.
Нарушения слуха и их коррекция у детей
Общие сведения
Причины, приводящие к устойчивой тенденции увеличения числа тугоухих и глухих детей, — широкое применение ототоксических антибиотиков, повышение общего радиационного фона и увеличение синдромальных пороков развития уха, увеличение числа вирусных заболеваний, алкогольная и иная интоксикация в период беременности.
Известно, что ребенок как слышит, так и говорит. Иными словами, не получая из-за тугоухости полной акустической информации, в процессе обучения речи он не может каким-либо образом восполнить ее и воспроизводит в ней недостатки слуха.
Судьба ребенка с нарушенным слухом определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень понижения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — своевременностью начала мероприятий, направленных на мобилизацию остаточных функциональных возможностей пострадавшего слухового анализатора.
Первые два года жизни являются во многих отношениях самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навыков (критический возраст). Лишение ребенка слухоречевой обстановки может оказать необратимое воздействие на последующую способность использовать потенциальные возможности своего остаточного слуха.
При больших степенях двусторонней тугоухости и глухоте наблюдается феномен сенсорной депривации (лишение сенсорной информации в определенный период созревания интегративных связей головного мозга). Она может привести к невосполнимым потерям в будущем в способности к восприятию данной сенсорной информации. По данным литературы, у 82 проц. детей нарушения слуха возникают на 1-2-м году жизни, то есть в доречевой период или во время становления речи.
В 36 проц. случаев нарушения слуха у детей в нашей стране выявляются только в 3-7-летнем возрасте, то есть позже критического возраста, когда ребенок биологически «запрограммирован» к обучению. Это связано, во-первых, с несвоевременным обращением родителей, во-вторых, с непростительно запоздалым аудиологическим обследованием ребенка оториноларингологом даже при своевременном обращении родителей; в-третьих, с неполным обследованием или низким его уровнем. При этом современное развитие электроники и вычислительной техники, создание соответствующей диагностической аппаратуры позволяют проводить исследование слуха в любом возрасте, даже у новорожденных.
Факторы риска
Неблагоприятное течение беременности: токсикоз, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, гестозы, опухоли матки, заболевания во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием антибиотиков, алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации.
Патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, частичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другая патология, приводящая к асфиксии и внутричерепной травме плода.
Патология раннего неонатального периода: гипербилирубинемия (билирубин выше 200 мкмоль/л), связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность (вес до 2020 г), врожденные пороки развития (в том числе ЛОР-органов) и др.
В раннем детстве — сепсис, лихорадочные заболевания после родов, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп), менингоэнцефалит, осложнения после прививок, болезни ЛОР-органов, черепно-мозговые травмы, применение ототоксических антибиотиков, наркоз и др.
Наследственная патология — до 50 проц. глухих детей имеют наследственный характер патологии и свыше 1/3 из них — синдромальную глухоту, то есть глухоту, сочетающуюся с другими аномалиями.
Наследственная тугоухость может передаваться по доминантному и рецессивному типу или через ген, связанный с Х-хромосомой. Угроза рождения ребенка, страдающего тугоухостью, при заболевании одного родителя составляет 50 проц. Наследственная тугоухость в подавляющем большинстве случаев является сенсоневральной.
Формы наследственной сенсоневральной тугоухости
Изолированная, то есть без другой сопутствующей патологии. Связанная с различными сопутствующими патологиями, такими, как:
— аномалии наружного уха;
— заболевания глаз (синдром Ушера — пигментный ретинит, умственная отсталость и сенсоневральная тугоухость) и др.;
— заболевания костно-мышечной системы (челюстно-лицевой дизостоз, болезнь Педжета, рецессивный остеопороз (мраморная болезнь) и др.;
— поражения кожных покровов;
— заболевания почек (синдром Альпорта, гипогенитализм, аномалии почек и др.);
— патологии нервной и эндокринной систем (умственная отсталость, патология щитовидной железы и др.).
Выделение факторов риска повышает чувствительность скрининговых методик исследования слуха в 35 раз и обеспечивает идентификацию свыше 75 проц. новорожденных с выраженной степенью снижения слуха.
Диагностика
Первую оценку состояния слуха ребенка дает педиатр или оториноларинголог на основании опроса родителей.
Так, в возрасте до 4 месяцев у родителей выясняют, пробуждает ли спящего ребенка неожиданный громкий звук, вздрагивает ли и плачет ли он при таких звуках. Положительный ответ предполагает наличие нормального слуха. В 4-7-месячном возрасте выясняют, делает ли ребенок попытки поворачиваться к источнику звука и каков характер его голоса. В 7-9 месяцев родители могут охарактеризовать способность ребенка локализовать источник звука. В возрасте 9-12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, должны касаться особенностей локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера его речевых звуков. И наконец, в возрасте 1 — 2 лет выясняется способность ребенка слышать, не видя говорящего, а также каковы его ответные звуки, запас слов.
Для выявления поведенческих реакций при скрининговом исследовании слуха у детей до 1 года применяют различные звучащие игрушки, предварительно калиброванные шумомером, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки нескольких частот, а также узкополосный и широкополосный шумы различной интенсивности.
При этом фиксируют реакции ребенка: безусловный ориентировочный рефлекс (рефлекс Моро); изменение дыхания, пульса, зрачковый рефлекс и др. Реакция считается положительной, если новорожденный три раза отвечает на один звук одной из указанных реакций. Эта методика позволяет получить качественный ответ на вопрос, слышит ребенок или не слышит. Детей, подозрительных в отношении тугоухости, следует отбирать для наблюдения и последующего обследования.
Методы исследования слуха
Акустическая импедансометрия — проводится запись тимпанограммы и акустического рефлекса, позволяет определить наличие тугоухости и ее характер.
Компьютерная аудиометрия основана на регистрации вызванных биопотенциалов слуховой системы, возникающих в результате акустической стимуляции органа слуха. С помощью компьютерной аудиометрии по слуховым вызванным потенциалам определяют объективный порог слуха.
Метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ) используют при проведении скрининговых обследований новорожденных и детей первых лет жизни. ВОАЭ представляет собой чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. В клинической практике нашли применение два класса вызванной отоакустической эмиссии — задержанная вызванная отоакустическая эмиссия и вызванная отоакустическая эмиссия на частоте продукта искажения.
У детей в возрасте от 1 до 3 лет для исследования слуха применяются различные условнорефлекторные методики (аудиометрия в свободном звуковом поле). После нескольких одновременных предъявлений звука и картинки у ребенка проявляется ориентировочная реакция в виде движения глаз или поворота головы в сторону звука, но уже без показа зрительного подкрепления. Если при этом выявляют нарушения слуха, для уточнения формы и степени тугоухости необходимо провести акустическую импедансометрию и компьютерную аудиометрию по слуховым вызванным потенциалам.
Начиная с 3-3,5 года возможно проведение игровой тональной аудиометрии.
Окончательный аудиологический диагноз следует устанавливать на основании нескольких методов исследования слуха, которые дополняют друг друга.
Коррекция слуха и слухопротезирование
В настоящее время оториноларингология располагает достаточно эффективными средствами восстановления слуховой функции у большей части детей, страдающих острым и хроническим гнойным средним отитом, сухим перфоративным отитом, экссудативным и адгезивным средним отитом, а также врожденными пороками развития наружного и среднего уха. Однако эти больные составляют лишь 20 проц. от общего числа детей с социально непригодным слухом. Основная же группа тугоухих и глухих детей — больные с сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено эффективных средств.
Важнейшим и нередко единственным средством социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха является слухопротезирование (электроакустическая коррекция). Ежегодно в Российской Федерации нуждаются в слухопротезировании 150 тыс. детей.
Слухопротезирование у детей во многом отличается от электроакустической коррекции у взрослых. У взрослого при электроакустической коррекции нарушения слуха требуется восстановить способность узнавания речевых сигналов, а у детей — способность к обучению речи. Для узнавания речевых сигналов достаточно частотной информации об акустических характеристиках, тогда как для обучения речи требуется полная информация об акустических свойствах речевых сигналов.
При подборе слухового аппарата (СА) взрослым преобладает субъективная оценка ими эффекта от СА. У детей субъективная оценка не всегда достаточно достоверна. Наибольшие сложности возникают при слухопротезировании у маленьких детей. Если усиление звука слишком велико, возникает опасность акустической травмы внутреннего уха, если мало — СА не будет выполнять свою функцию.
Показания для слухопротезирования — двусторонняя стойкая тугоухость с потерей слуха по данным тональной аудиометрии более 40 дБ (социально неадекватный слух); социально значимая потеря на одном ухе и глухота на другом.
Необходимость слухопротезирования определяет оториноларинголог или сурдолог после аудиологического обследования ребенка. Электроакустическая коррекция слуха проводится в сурдологических центрах, лабораториях и кабинетах слухопротезирования. Слухопротезирование проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.
Типы слуховых аппаратов — карманные, заушные, внутриушные. Наиболее часто применяются СА заушного типа. Карманные СА — наиболее мощные, они используются у маленьких детей при значительных потерях слуха, вплоть до глухоты.
СА, выпускаемые в нашей стране и за рубежом, непрерывно обновляются. Это, с одной стороны, способствует повышению эффективности слухопротезирования, а с другой — значительно усложняет и удлиняет процесс подбора СА, необходимого для конкретного пациента. Кроме того, современный СА имеет несколько режимов работы, изменяющих его выходные параметры.
Разработка и внедрение компьютерных систем анализа (КСА) — принципиально новый, можно сказать революционный, шаг в слухопротезировании. Это дало возможность автоматизировать процесс подбора СА и имеет особое значение в детской практике.
С помощью КСА возможно выбирать тип СА; тестировать выбранный СА; провести точную настройку (подгонку) выбранного СА на ухе пациента в режиме его непосредственного использования.
Для соединения СА с ухом больного используется ушной вкладыш (УВ). От его формы, качества и особенностей во многом зависит эффект слухопротезирования. Неплотное прилегание УВ к стенкам наружного слухового прохода приводит к возникновению акустической обратной связи (свист), образующейся между телефоном и микрофоном СА. Поэтому в большинстве случаев, особенно когда требуется большое акустическое усиление, следует рекомендовать больному изготовление индивидуального УВ. Индивидуальные УВ особенно важны в детской практике, в первую очередь у маленьких детей, так как стандартные УВ приводят обычно к неудовлетворительным результатам электроакустической коррекции слуха даже при использовании качественных СА.
После изготовления индивидуального УВ наступает сурдологопедический этап. Его проводит сурдопедагог, задачей которого является обучение ребенка пользованию СА, при необходимости — чтению с губ. Сурдопедагог производит оценку степени эффективности слухопротезирования.
Следующий этап — адаптационный. Продолжительность его зависит от возраста ребенка и степени тугоухости. В течение этого времени ребенок и его близкие осваивают правила эксплуатации СА. После окончания этого этапа или в случае неэффективности СА ребенок с родителями вновь приходит к сурдологу для обследования.
Заключительный этап — конечная цель слухопротезирования. Он продолжается в течение всего времени пользования СА. Тугоухий ребенок не реже 1 раза в 6 месяцев, а при необходимости и чаще должен быть осмотрен сурдологом для контрольной аудиометрии, решения вопроса о замене индивидуального вкладыша и, если нужно, подгонки СА на КСА.
Таким образом, наличие факторов риска по тугоухости и глухоте, отсутствие у ребенка реакции на звук, задержка речевого и интеллектуального развития являются основанием для направления на аудиологическое обследование. Раннее выявление нарушений слуха и своевременное проведение соответствующего лечения и/или слухопротезирования, а также систематическая сурдопедагогическая работа уменьшают влияние тугоухости и глухоты на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.
Михаил Богомильский, член-корреспондент РАМН.
Профессор Яков Сапожников.
Российский государственный медицинский университет.
Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением слуха в современном образовательном процессе
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 360 млн. человек с нарушениями слуха, что составляет более 5 % населения земного шара. Из них 32 млн. детей в возрасте младше 15 лет. Причем к 2020г. по прогнозам ВОЗ ожидается рост количества лиц с нарушениями слуха более чем на 30 %.
В Российской Федерации число детей и подростков с тугоухостью и глухотой превышает 1 млн., из которого на учете у сурдологов сейчас состоят немногим более 150 000.
Столь большая разница между предполагаемым и учтенным количеством детей с данной патологией объясняется тем, что их учет проводится по обращаемости в специализированные кабинеты, что порой происходит с большим опозданием.
Анализ возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза в региональных сурдокабинетах показал, что у подавляющего числа детей всех регионов России диагноз был поставлен в возрасте от 3 до 7 лет, в связи, с чем проведение медицинской и педагогической реабилитации часто начинается с большим опозданием.
Исследования показывают, что к 3-летнему возрасту, ребенок с нормальным слухом успевает накопить запас, достигающий 2020 слов, и пользуется этим словарем в общении с окружающими, выражая свои мысли фразами из 3–6 слов.
К школьному возрасту, ребенок полностью овладевает языком в той мере, в какой это требуется для самостоятельного устного общения.
Дети с нарушениями слуха чаще всего приходят в школу со словарным запасом, состоящим из нескольких десятков слов, а нередко из 5–10 слов (в худшем случае не зная ни одного слова).
Вместе с тем, примерно из 20–25 % детей, коррекционно-педагогическая работа с которыми была начата на первом году жизни, путь овладения речью максимально сближается с тем, как протекает этот процесс у слышащих детей и к 3–5 годам уровень их речевого развития максимально сближается с нормой.
Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии.
Единая система раннего (с периода новорожденности) выявления детей с нарушенным слухом предусматривает:
– выявление детей с факторами риска по тугоухости в роддомах;
– диспансерное наблюдение этих детей в поликлиниках по месту жительства и скрининг-обследование слуха в возрасте 1, 2, 4, 6, 12 месяцев;
– комплексное медико-педагогическое обследование ребенка в сурдологических кабинетах с целью постановки диагноза.
С момента выявления снижения слуха у ребенка начинается проведение медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Дети получают помощь в сурдологических кабинетах, специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях.
В нашей стране имеется широко развернутая сеть специальных школ для детей с нарушениями слуха.
Такие дети обучаются в двух типах школ: 1) школа для глухих и 2) школа для слабослышащих и позднооглохших детей.
В целях дифференцированного обучения школа для слабослышащих разделена на 2 отделения: 1-е и 2-е, где обучаются дети с различным уровнем речевого развития.
Педагогический процесс в школе для слабослышащих детей должен строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Хотя учет индивидуальных различий детей в процессе их обучения и воспитания является общепедагогическим принципом, в школе для слабослышащих детей он становится важнейшим, так как особенности детей данной категории проявляются в сферах, имеющих решающее значение для успешного выполнения всех учебно-воспитательных задач.
Как правило, учащиеся одного класса весьма неоднородны по составу. Они имеют существенные различия в уровне владения речью, объем используемых в ней языковых средств, степени остаточного слуха и возможностях его использования.
Это отражается на объеме их представлений и понятий об окружающем мире, правильности знаний, особенностях мыслительной деятельности, памяти, внимания.
Кроме того, такие учащиеся обладают характерологическими особенностями, которые находят выражение в их поведении, степени активности, склонности к определенным видам деятельности.
Все вышесказанное может служить основанием для дифференцирования требований, предъявляемых к учащимся, учитываться при общении с ними, определении классных и домашних заданий, а также при дозировке помощи со стороны педагога.
Индивидуальные занятия по формированию произношения, по развитию и использованию слухового восприятия также проводятся на основании данных об особенностях речи и слуха учащихся.
С учетом индивидуальных особенностей учащихся используются разные способы и условия предъявления речевого материала:
- разный объем предъявляемого материала;
- разное количество предъявлений от 1–2 до 4–5;
- разное рабочее расстояние для предъявления речевого материала учителем;
- разный характер звучания речевого материала — голос разговорной громкости, шепот;
- разное место нахождения диктора — напротив ученика, справа, слева, сзади;
- для детей с глубоким речевым недоразвитием предъявление речевого материала сначала слухо-зрительно, с использованием «подсказывающей ситуации», т. е. применением наглядного материала, беседы, объявления темы материала и т. п.
Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Появляются новые формы получения образования, новые подходы к обучению детей.
Созданы модели специальных дошкольных образовательных учреждений комбинированного типа, в экспериментальном порядке началось обучение детей с нарушениями слуха в массовых школах.
Поэтому важной и острой стала проблема психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в процессе обучения этих детей в общеобразовательной школе.
Сами специальные школы претерпели серьезные изменения. Получив свободу действий, учреждения проявляют инициативу в составлении собственных учебных планов, программ, стремятся совершенствовать приемы и методы обучения.
В школах увеличивается количество детей, имеющих сложную структуру дефекта, сочетание нескольких психофизических нарушений: интеллекта, зрения, эмоционально-волевой сферы. Обучаются дети-переростки, ученики, не имеющие качественной дошкольной подготовки или меняющие первоначально выбранную родителями систему обучения.
Для координации действия участников образовательного процесса в нашей специальной коррекционной школе-интернате была создана психолого-медико-педагогическая комиссия.
ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Общее руководство ПМПК возлагается на руководителя образовательного учреждения. В состав ПМПК входят: заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагог-психолог, учитель-дефектолог, медицинская сестра, а также учителя и воспитатели, представляющие детей на ПМПК.
Целями и задачами ПМПК являются:
- Изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи и слухового восприятия.
- Выявление резервных возможностей развития учащихся для обеспечения дифференцированного подхода в образовательном процессе.
- Выявление круга интересов учащихся.
- Выявление оптимальной для развития ученика учебной программы.
- Профилактика физических, интеллектуальных, психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
Заседание школьной ПМПК проводится по плану. Возможны внеплановые заседания, если педагог не может самостоятельно решить возникшую проблему.
Школьная жизнь протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности социальной среде. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством выборов: как учиться, общаться со сверстниками. Помощь ему должны оказывать взрослые.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся продолжается в течение всего периода обучения ребенка в школе-интернате, меняются только цели и задачи на каждом возрастном этапе.
В 1 классе — диагностика готовности учащихся к школьному обучению, коррекционно-развивающая деятельность, направленная на преодоление отставания в развитии ребенка. Диагностика включает совместную работу всех специалистов.
- Учитель в ходе бесед с родителями, изучения личных дел учащихся, в ходе наблюдения определяет, чему научился ребенок до школы и какие у него потенциальные возможности по овладению знаниями.
- Сурдопедагог обследует слух речью, определяет рабочее расстояние (на котором ребенок воспринимает речевой материал), а также определяет резервное расстояние, к которому нужно стремиться, чтобы развивать слуховую функцию ученика.
- Медики следят за соматическим состоянием ребенка.
- Воспитатели наблюдают за тем, как ученик ориентируется в бытовых вопросах, какие навыки самообслуживания у него привиты.
- Социальный педагог составляет социальный паспорт класса, ставит на учет детей-сирот, детей из неблагополучных семей.
- Педагог-психолог проводит углубленную диагностику личностного и интеллектуального развития учащихся.
- Администрация ведет контроль за адаптацией детей.
Во 2–4 классах — оптимизация успешной деятельности, создание условий, способствующих профилактике нарушений психологического здоровья учащихся.
В 5 классе — сопровождение учащихся в период адаптации к многопредметному преподаванию.
Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса — это помощь в проявлении и осознании своих чувств, помощь в понимании того, что с ними происходит. В подростковом возрасте происходит заострение отдельных черт характера, в большинстве случаев отрицательных. Задача школы — защитить ребенка от негативного влияния окружающей среды.
В прошлом учебном году в нашей школе был создан «Совет профилактики правонарушений». Ежемесячно в кабинете директора проводятся заседания совета, на которых обсуждаются негативные факты поведения учащихся. Такой метод работы имеет положительные результаты.
В старших классах акцент делается на подготовку учащихся к взрослой жизни, к выбору профессии.
Поддержка необходима и в процессе социализации. Такая поддержка получила название — социально-педагогическая поддержка ребенка. Сущность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении процесса сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем самым успешно интегрироваться в общество.
Все учащиеся нашей школы посещают кружки: девочки любят вязать, шить, мальчики с удовольствием делают поделки из дерева. Трудовые навыки, полученные учащимися в стенах школы, очень пригодятся в жизни.
Школы I и II вида, давая лицам с нарушенным слухом, цензовый уровень образования, обеспечивают им право на обучение, получение стандартного документа о завершении основной, средней школы, открывают доступ в систему профессионального образования.
Школы занялись инновационной деятельностью — поиском путей допрофессиональной, профессиональной подготовки школьников.
На базе некоторых школ страны развертывается консультативная помощь детям с нарушенным слухом и их родителям. Например, помощь детям с нарушенным слухом, обучающимся в массовой школе, их родителям, а также детям дошкольного возраста, не посещающим детские учреждения: переросткам и детям из неблагополучных семей.
Проблемы модернизации обучения восприняты специальными школами для глухих и слабослышащих детей, коллективы школ принимают активное участие в их разработке и реализации.
Деятельность специальных (коррекционных) школ I и II вида характеризует сочетание традиций и новаторства, что способствует созданию гибкой системы, взаимодействующей с учреждениями общего образования и учитывающей возможности и желания лиц с особыми образовательными потребностями.
Литература:
- Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. // Под ред. М. Р. Боскиса — М.: Педагогика, 1989.
- Королева И. В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. СПб., 2005.
- Вилыианская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012.
- Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: учеб. пособие: пер. с нем. М.: Академия, 2003.
- Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.
- Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.
- Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., Просвещение, 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение слуха, школа, речевой материал, нарушенный слух, речевое развитие, рабочее расстояние, образовательный процесс, образовательное учреждение, слуховое восприятие.
Нарушения слуха у детей и методы их коррекции
Как хорошо, что мир вокруг нас наполнен звуками, голосами, музыкой… Что вы слышите сейчас? Возможно, рядом переговариваются ваши близкие, за окном раздаются птичьи трели, доносятся с площадки детские голоса или в листве шумит дождь... Слух — величайшее благо для человека, он украшает и оживляет нашу жизнь. А если говорить строго, слух — это функция организма, обеспечивающая восприятие звука.
Слуховая чувствительность (острота слуха) определяется величиной порога слышимости. Слух считается нормальным, если мы слышим шепотную речь на расстоянии 6 метров, разговорную — дальше 6 метров. В последнее время в стране по невыявленным до конца причинам наблюдается понижение слуха (тугоухость) среди разных возрастных групп. По статистике, более 6% населения страдает нарушением слуха различной степени. Несвоевременное выявление таких нарушений, запоздалое обращение к врачу нередко ведет к частичной или даже полной потере слуха. Итак, нарушения слуха у детей и методы их коррекции — тема разговора на сегодня.
Если говорить о взрослом человеке, то глухота — это ограниченная трудоспособность вплоть, а иногда и полная инвалидность, трудности с общением с людьми. Еще более серьезны последствия снижения слуха для маленьких детей. Им только предстоит учиться правильно говорить, подражать при этом услышанному от взрослых. Вот почему наличие хорошего слуха — одно их обязательных условий нормального психоречевого развития ребенка. Слабослышащему ребенку часто приходится отставать от сверстников в плане умственного развития, он испытывает трудности с обучением в школе, его неминуемо преследуют сложности с общением, с выбором профессии.
Из-за чего теряется слух?
Врачами различаются разные типы нарушений слуха у детей: глухота врожденная и приобретенная. Причин, приводящих к приобретенной тугоухости, довольно много, причем самых разных:
• инородные тела наружного слухового прохода и серные пробки;
• заболевания полости носа и носоглотки (аденоиды, острый и хронический ринит, острый и хронический синусит, поллиноз, искривление перегородки носа);
• воспалительные и невоспалительные заболевания перепонки и слуховой трубы;
• травмы наружного слухового прохода и барабанной полости;
• некоторые инфекционные заболевания, в результате которых происходит снижение слуха;
• аллергические заболевания и состояния;
• общесоматические заболевания (сахарный диабет, патология почек, крови и др.), на фоне которых может произойти изменение слуха;
• применение некоторых антибиотиков (неомицин, канамицин, стрептомицин, мономицин и др.), а также некоторых мочегонных средств;
• наследственная патология;
• воздействие промышленных, бытовых и транспортных шумов, вибрация;
• сосудистые нарушения;
• интоксикация (окисью углерода, ртутью, свинцом и т.д.);
• длительное пользование ушными микрофонами;
• ряд возрастных атрофических изменений во внутреннем ухе и в центральных отделах слухового аппарата и т.п.
Как распознать тугоухость?
Широкая распространенность заболеваний, сопровождающихся нарушениями слуха, требует своевременной диагностики и наличия надежных методов исследования. Сегодня распознавание тугоухости осуществляется:
• методом тональной аудиометрии — когда измеряются пороги слышимости на различных частотах;
• с помощью речевой аудиометрии — определение процента разборчивой речи;
• с помощью камертона — этот старинный способ не утратил своего значения и в наши дни.
Методы коррекции нарушений слуха у детей
Лечение тугоухости и сегодня остается весьма сложным делом. Что касается современных слухо-улучшающих операций, то они эффективны лишь при тугоухости, возникшей в результате заболевания отосклерозом, алгезивным средним отитом, хроническим гнойным отитом у детей с нарушениями слуха, впервые выявленными. Что касается лечения нейро-сенсорной тугоухости, медицина не сделала в последние годы серьезных шагов вперед, и медикаментозное лечение невритов слуховых нервов по-прежнему остается малоэффективным.
К врачу как можно раньше!
Наука доказала и практика подтвердила, что нарушение слуха у детей необходимо диагностировать в первые месяцы жизни, чтобы провести реабилитационно-восстановитель-ные мероприятия в наиболее чувствительные периоды развития слуха и речи. Одним из надежных способов сегодня является коррекция слуха с помощью слухового аппарата.
Несколько десятилетий назад, когда качество первых слуховых аппаратов оставляло желать лучшего, у пациентов сложилось мнение, что они вредны. Действительно, те аппараты сильно искажали звук, шумели, их нельзя было настраивать согласно индивидуальных особенностей человека. Однако с той поры наука сделала шаг далеко вперед. В наше время слуховой аппарат — это сложнейший микроэлектронный прибор высочайшего качества, который успешно компенсирует практически любую степень потери слуха. При всем разнообразии моделей можно с достаточной точностью производить процедуру первичного выбора аппарата. Благодаря настройке его амплитудно-частотных характеристик обеспечивается оптимальный уровень усиления и разборчивости звука.
Современный слуховой аппарат состоит из микрофона, воспринимающего и преобразующего окружающие звуки в электрические сигналы, электронного усилителя, регулятора громкости и тембра, источника питания (аккумулятора или элемента) и телефона, преобразующего усиленные электрические сигналы в акустические.
Правильно подобранному слуховому аппарату под силу способствовать развитию остатков слуха. Он как бы тренирует слуховые анализаторы, включает их центральные отделы в коре головного мозга, и приносит ребенку только пользу.
Как подбирать слуховой аппарат для ребенка?
Чем раньше слабослышащему ребенку представится возможность пользования слуховым аппаратом, тем лучше. Сразу после обнаружения врачом у него нарушений слуха, родители должны незамедлительно обратиться к сурдологу и получить консультацию в кабинете слухопротезирования. Нельзя откладывать это дело надолго под предлогом, что ребенок еще маленький, нужно дать ему немного подрасти.
Обязательный этап развития речи у малыша с нормальным слухом – период пассивного ее восприятия, когда ребенок только может слушать, но не говорить. Подобный период длится 18 месяцев с момента рождения и врачи называют его «возраст слуха». Если у ребенка понижен слух, то он не будет иметь возможности различать и запоминать отдельные отрезки элементов речи и со временем совсем прекратит на нее реагировать. При этом может произойти полное исчезновение неиспользованных остатков слуха. Чтобы это предотвратить, нужно с помощью слухового аппарата произвести увеличение громкости речи, чтобы дать ребенку возможность нормально воспринимать ее.
Однако не всем слабослышащим детям показаны слуховые аппараты. Нельзя, например, их использовать при некоторых психоневрологических заболеваниях (например, при эпилепсии или судорожных синдромах), если есть заболевания органов слуха и выраженные нарушения вестибулярной функции, а также при наличии воспалительных процессов в ухе и т.д. Этот вопрос решает только врач.
Слуховой аппарат подбирается индивидуально для каждого слабослышащего ребенка с учетом его особенностей и данных аудиометрического обследования. Главное, чтобы аппарат помог ребенку осуществлять восприятие речи по возможности в полном объеме и максимально разборчиво.
Услышать многозвучье мира
При нарушениях слуха у детей методы их коррекции могут быть различны. Слухопротезирование детям специалисты рекомендуют осуществлять с помощью двух аппаратов — так называемого бинаурального протезирования. Оно облегчает определение направления звука, что исключительно важно — ребенку нужно знать, откуда может появиться транспорт, где именно стоит зовущий его человек и т.д.
Возможность качественного анализа поступающей информации бывает лишь только если есть два равноценных «приемника». По результатам многочисленных исследований было установлено, что благодаря бинауральному протезированию дети лучше различают окружающие звуки и, что очень важно, человеческую речь.
Ребенку необходим и так называемый индивидуальный ушной вкладыш (ИУВ), т.к. стандартный, применяемый взрослыми, ему не подходит. ИУВ может полностью повторить контур детского слухового прохода, что обеспечивает герметичную, комфортную и надежную фиксацию в ухе. Современные технологии позволяют изготовить мягкий и твердый вкладыш из самых различных специальных материалов. А при отсутствии ИУВ может произойти снижение к минимуму эффекта от слухопротезирования, если даже слуховой аппарат самого высокого качества.
Родители должны понять и осознать, что слуховой аппарат создан, чтобы быть постоянным спутником ребенка с пониженным слухом. Аппарат необходимо надевать сразу же, как он проснется поутру, не снимать в течение всего дня и только перед сном расставаться с ним. Только так у ребенка будет возможность привыкнуть к аппарату, научиться правильно обращаться с ним. В этом случае аппарат превратится в верного помощника растущего человека.
Коррекция слуха
Коррекция нарушений слуха — это возвращение к активной жизни, полной интересов и удовольствий, общения с огромным количеством людей. По данным ВОЗ, количество глухих и слабослышащих людей достигает на планете 360 миллионов человек. Это 9% всего населения Земли. Из них около 32 миллионов — дети в возрасте до 15 лет. Та же статистика ВОЗ утверждает, что половина из всех людей с нарушениями слуха могут быть полностью адаптированы в обществе, поскольку есть эффективные методы и способы коррекции нарушений слуха.
Почему человек не слышит?
Звуковой образ (голос родного человека, скрип тормозов, шум ветра или треск костра) создается в коре головного мозга больших полушарий, а именно в височных долях. Чтобы создать образ, нужно доставить в мозг электрические сигналы. Они получаются во время переработки информации, поступившей в слуховой, то есть преддверно-улитковый нерв. Нерв получает информацию с волосковых сенсорных клеток, расположенных во внутреннем ухе. Акустические колебания на эти клетки передают слуховые косточки – наковальня, молоточек и стремечко, получившие свои названия из-за специфической формы. Они находятся тоже во внутреннем ухе. Колебания на косточки передает барабанная перепонка, отделяющая среднее ухо от наружного. Концентрирует и направляет звук на барабанную перепонку наружное ухо, которое каждый из нас может видеть в зеркале в любое время.
Нормально слышащие люди не задумываются над тем, каким сложным и слаженным механизмом восприятия звука одарила их природа. Тем же, у кого слух снижен или нет возможности воспринимать звуки совсем, детальное обследование позволяет определить уровень поражения.
Коррекция слуха у взрослых и детей ежегодно совершенствуется благодаря использованию новых технических решений. Потребность в слухопротезировании растет во всех странах мира, особенно среди возрастных пациентов. Чем старше человек, тем хуже у него слух — такая закономерность прослеживается у людей старше 60-75 лет.
Методы коррекции нарушений слуха выбираются после осмотра пациента ЛОР-врачом, который определяет, какая проводимость звука нарушена — воздушная или костная. Далее проводится обследование — тональная пороговая аудиометрия. Аудиометр — это медицинский прибор, который генерирует тоны разной частоты и интенсивности. Чистые звуки подаются либо в наушники, либо на костный вибратор. Пациент отмечает тот порог, при котором звук становится различимым. Таким образом тестируются все частоты, которые способно воспринимать человеческое ухо.
Результат обследования — аудиограмма, на которой обозначены все выпавшие частоты. Она является основанием для подбора модели слухового аппарата либо кохлеарного импланта.
Технические средства коррекции слуха выбираются по результатам обследования. Таких средств несколько:
- слуховые аппараты, или слухопротезирование;
- средства адаптации в быту и при выполнении профессиональных задач;
- хирургическое лечение, или кохлеарная имплантация;
- применение окружающими правил общения со слабослышащими.
Использование слуховых аппаратов — самый распространенный способ устранения нарушенной воздушной проводимости звука. Они либо усиливают все звуки подряд (аналоговые модели), либо избирательно восполняют те частоты, которые человек не может воспринимать (цифровые или программируемые).
Средства, используемые для адаптации в быту или на работе — это простые приборы, преобразующие звуковой сигнал либо в световые импульсы, либо в вибрационные ощущения. Человек с нарушением слуха может видеть сигнал лампочки вместо дверного звонка или ощутить вибрацию, заменяющую звуковую сирену при опасности.
Кохлеарный имплант — это устройство, замещающее функции нервных клеток улитки внутреннего уха. Устройство преобразует звуковые сигналы в электрические и передает их мозгу. Качество звуков и восприятие речи при этом способе на порядок выше, чем при использовании слуховых аппаратов. Возможности пациента с имплантом при условии хорошей реабилитации ничем не отличаются от таковых у здорового человека.
Правила общения со слабослышащими облегчают восприятие речи. Это выключение посторонних шумов, использование жестов и мимики, внятная разборчивая речь, которую можно понять по губам, деликатное отношение к проблеме в целом.
Своевременная помощь слабослышащим важна в любом возрасте, а особенно – в детском. Раннее применение методов коррекции слуха позволяет ребенку развиваться в одном темпе со сверстниками, избежав тем самым речевых нарушений.