Профилактика нарушений зрения у детей


Профилактика расстройств зрения у детей

Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особенное внимание.
Прежде чем представить, как развивается орган зрения по мере взросления ребенка и что нужно делать, чтобы избежать появления у него зрительных расстройств, необходимо ответить на вопрос: благодаря чему мы видим окружающий мир и как это происходит?
Функция, именуемая зрением, осуществляется в человеческом организме с помощью зрительного анализатора.
Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной зоны коры головного мозга
.
Глазное яблоко через свою переднюю прозрачную часть — роговицу пропускает отраженные от предметов лучи света и фокусирует на своей внутренней оболочке — сетчатке, где под их воздействием происходит химическая реакция, в результате которой выделяется энергия, несущая зрительную информацию
. Эта энергия в виде нервного возбуждения по проводящим путям направляется в кору головного мозга, где и происходит формирование зрительного образа.
Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора “работают” гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда краски например тускнеют, блекнут или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные “завесы” перед глазами и т.д. — это значит произошло нарушение работы зрительного анализатора и пришла болезнь.

Близорукость (миопия) — большей частью наследственно обусловленное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр с компьютером), вследствие нарушения кровообращения, происходят дистрофические изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению).
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени — и вблизи, требующее коррекции очками или контактными линзами
.
Первые признаки миопии: понижение зрения вдаль, улучшающееся при прищуривании или надавливании на глазное яблоко
.
Рекомендации по ношению очков при близорукости определяются врачом-офтальмологом индивидуально в каждом конкретном случае: при близорукости слабой степени и достаточно высокой остроте зрения без очков (более 6 строчек в таблице на каждый глаз) очки обычно не назначаются. При близорукости средней степени (до 3,0 диоптрий) очки, как правило, назначаются только для дали, а при близорукости (миопии) более 4,0-5,0 диоптрий могут назначаться бифокальные очки или 2 пары очков: одни — для дали, другие, более слабые на 2,0-3,0 диоптрии, — для близи.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние — особенность строения глазного яблока, например короткий глаз.
Первые признаки проявления дальнозоркости: ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя, в более выраженных и поздних случаях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, их покраснение и боли, связанные со зрительной работой
. Правильный режим зрительного труда и систематические тренировки зрения позволяют значительно отодвинуть срок проявления дальнозоркости и пользования очками.
Рекомендации по ношению очков при дальнозоркости также определяются врачом-офтальмологом индивидуально, по показаниям, в каждом конкретном случае. Как правило, это очки для постоянного ношения, часто бифокальные или 2 пары очков: одни — для дали, другие, более сильные на 2,0-3,0 диоптрии, — для близи.
Для профилактики осложнений косоглазия очки назначаются с раннего возраста, буквально с первого года жизни, и для постоянного ношения.

Астигматизм — особый вид оптического строения глаза.
Явление это врожденного или приобретенного характера, обусловлено, чаще всего неправильностью кривизны роговицы
.
Первые признаки болезни связаны с понижением зрения как вдаль, так и вблизи, снижением зрительной работоспособности, быстрой утомляемостью и болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии
. В этом случае необходима коррекция очками и гимнастика глаз. Наряду с очками для коррекции зрения в ряде случаев могут использоваться контактные линзы, которые являются разновидностью одного и того же метода улучшения зрения — оптической коррекции. В упрощенном виде контактные линзы — это очки, надеваемые под веки непосредственно на роговицу, что создает очевидные удобства.
Однако, неправильное ношение, некачественная гигиена и непереносимость линз, а также воспалительные заболевания глаз могут послужить причиной специфических глазных болезней
. Поэтому вопрос о выборе метода оптической коррекции необходимо согласовать с врачом-офтальмологом.
Защитными приспособлениями глаза являются веки и слезная жидкость
. Веки закрываются рефлекторно и изолируют глаз от действия света и каких-либо вредных воздействий. При моргании происходит равномерное распределение слезной жидкости по всей поверхности глаза, благодаря чему глаз предохраняется от высыхания.
Слезы способствуют прозрачности роговицы, а также смывают с поверхности глаза и век попавшие туда инородные тела — соринки, пыль и т.д. В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробы.
Хорошее зрение зависит от множества самых разнообразных факторов как внутренних (наличие болезней, характер питания, наследственная предрасположенность и т.д.), так и внешних (различные ушибы, падения, травмы глаза, плохие условия зрительной работы и т.д.)
.
В предупреждении зрительных расстройств ведущую роль играет общее укрепление организма, чему в значительной степени содействует определенный распорядок жизни и устранение таких неблагоприятных факторов как напряженная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии в неблагоприятных условиях (недостаточна освещенность, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели)
.
Частое нарушение режима дня выражается в постоянном недосыпании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, резком ограничении двигательной активности и т.д.
Параллельно с ростом и развитием всего детского организма наблюдается большая изменчивость всех элементов глаза и формирование его оптической системы
. Этот процесс особенно интенсивно протекает в период от 1-го до 5-ти лет жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза.
Сказывается это на изменении остроты зрения (способности глаза видеть предметы четко) и рефракции (преломляющей силе глаза)
. Острота зрения, равная 1,0 (т.е. норма) формируется у детей не сразу, а колеблется в зависимости от их возраста. Большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет) всё ещё значительно преобладает над нормальной. И только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркостью.
Однако, в возрасте от 3-х до 7-ми лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукость
. По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в 2 раза: 1,5% — в 3 года и 3,0% — в 7 лет.
Среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0 (правда, чаще вследствие дальнозоркости)
. Совершенно очевидно, что нарушение остроты зрения у этих детей приобретено не в школе, а появилось уже в дошкольном возрасте.
Уместно в данном случае также отметить повсеместное увлечение родителей ранним приобщением к грамоте детей дошкольного возраста, когда еще не сформировавшийся глаз подвергается значительной нагрузке, что приводит к перегрузке органа зрения, истощению его резервных возможностей и в конечном итоге к расстройствам и заболеваниям глаз
.
Поэтому необходимо самое пристальное внимание к зрению детей и максимальное расширение профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда ещё можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.
Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях
.
Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, играть с конструктором
. Эти занятия требуют постоянного активного участия зрения.
Поэтому, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет
. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха.
Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль
.
Если Вы хотите улучшить зрение ребенка, то подберите ему соответствующие игрушки и игры
. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).
Занимайтесь профилактикой неправильных зрительных привычек у своих детей начиная с 2-х-3-х лет
. Учите их периодически моргать, не горбиться, не давайте им возможность смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно. Превратите эти упражнения из игры для Вашего ребенка в привычку.

Обучите своего ребенка правильным методам просмотра кинофильмов, телепередач и занятия с компьютером, ибо при длительном просмотре или занятиях они оказывают неблагоприятное влияние на зрение.
Дети должны смотреть только специальные детские передачи
. Длительность непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения — 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза.
Традиционно подобные рекомендации заканчиваются гигиеной освещения во время зрительной работы
. В этом плане необходимо отметить, что свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности — 30-35 см.
Желательно исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности
. И, конечно, не надо забывать о правильном положении тела — не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным.
Лучший способ избежать глазных болезней у детей — это регулярное проведение лечебных осмотров (в возрасте 3-х лет — 1 раз в полугодие, а от 4-7 лет — 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем прогноз лечения благоприятнее.
Однако, между посещениями врача Вы можете сами установить первые признаки нарушения зрения у ребенка.
Обратите внимание, как смотрит Ваш ребенок, особенно после дневного сна
. Если один его глаз открывается не полностью, если для того, чтобы посмотреть на Вас, он поворачивает голову, если он медленно мигает, прежде чем взять игрушку, которую попросил, — у Вас есть основания для беспокойства о состоянии его зрения.
В теплое время года последите, с какой стороны лица ребенок загорел больше
. Обычно, когда один глаз слабее другого, ребенок с этой стороны чаще подставляет лицо солнцу и оно больше загорает со стороны слабого глаза.
Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются косоглазие и близорукость
.
Советуем Вам держать тесный контакт с лечащим врачом и исправно выполнять все требования, особенно касающиеся тренировочных упражнений.
Если ребенок во время выполнения упражнения трет глаза, то попросите его некоторое время глубоко дышать через нос, сказав, что это отгоняет от глаз пылинки
.
Назначение очков не должно стать причиной паники и пессимизма
. В целом ряде случаев своевременное использование очков является экстренной и действенной профилактикой зрительных расстройств.
Очки могут приносить вред, только когда они неправильно подобраны. Чаще это бывает при пользовании чужими очками или приобретении очков без консультации окулиста.
Очень важно, чтобы поверхность стекол была чистой, т.к. даже правильно подобранные, но грязные стекла ухудшают зрение и утомляют глаза. Поэтому, перед пользованием очками, нужно протереть стекла кусочком замши, байки или просто чистым носовым платком. Носить очки нужно в футляре, что предохраняет стекла от загрязнений и царапин.
Новые или впервые применяемые очки требуют привыкания, которое наступает в течение 2-х недель.
Прошло то время, когда дети стеснялись носить очки
. Сейчас промышленность выпускает красивые и разнообразные оправы для очков, и всегда можно выбрать такую, которая сделает лицо ребенка привлекательным.

Если у ребенка один глаз слабее другого и ему предписано врачом для профилактики и лечения косоглазия ношение повязки поверх сильного глаза, то постарайтесь, чтобы у ребенка не развивался комплекс неполноценности. Надевайте повязку лишь в определенные часы, когда у Вас есть время поиграть с ним, а сама игра не требует от него высокой остроты зрения. Лучшее время для таких игр — после утреннего туалета и обеденного сна.
Если у Вашего ребенка нарушено зрение, то при поступлении в школу попросите учителя посадить его в классе достаточно близко к доске, в первом ряду от окон, чтобы он смог смотреть без напряжения и, если это возможно без очков. Попросите также, чтобы ребенку разрешили время от времени смотреть в окно, чтобы сменить взгляд с ближнего на дальний предмет.
Постарайтесь получить от учителей разрешение делать детям с плохим зрением зрительные упражнения во время урока (в течение 30-60 сек) и перемены. Помимо улучшения зрения это положительно скажется на запоминании услышанного и, как следствие этого, на успеваемость учеников.
При высокой степени близорукости (более 6,0 диоптрий) противопоказаны все виды спорта, связанные с ударами и сотрясениями тела и головы: прыжки, бокс, борьба, мото- и автоспорт, конный спорт и др., т.к
. близорукость высокой степени характеризуется слабостью оболочек глаза и при ударах или сотрясении может произойти отслоение оболочек друг от друга или их отрыв (разрыв).
И последнее, о чем необходимо сказать — это о так называемых “заразных” глазных заболеваниях и мерах профилактики при их выявлении.
“Заразными” являются инфекционные заболевания поверхностных оболочек глаза (конъюнктивы и роговицы), которые вызываются бактериями или вирусами
. Передаются они через предметы быта (полотенца, подушки и др.), части тела (руки, лицо), загрязненные слезной жидкостью или гнойными выделениями больного.
Проявления данной группы заболеваний сходны: после контакта с больным или на фоне острого респираторного заболевания появляются покраснение глазных яблок, светобоязнь и обильные выделения из глаз
.
Основными мерами профилактики распространения указанных заболеваний являются соблюдение личной гигиены, индивидуальные носовые платки, полотенца, постельное белье и изоляция больного
.
Если Вы, уважаемые родители, внимательно отнесетесь к нашим советам, то сможете многое сделать для охраны зрения Ваших детей, а значит для их будущей жизни
.

Источник: cgon.rospotrebnadzor.ru

Консультация для воспитателей: «Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Тема консультации:

«Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Актуальность:

Зрение является одним из основных органов чувств, который обеспечивает человеку до 90% информации об окружающем мире. Но зрительная система очень хрупка и уязвима, особенно в детском возрасте. Ещё 10 лет назад медики говорили о снижении зрении у детей начальной школы, то сейчас детей с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях.

Анализ заболеваемости воспитанников в нашем учреждении за последние 3 года показал, что количество воспитанников с нарушением зрения с каждым годом увеличивается.

В связи с этим одним из задач годового плана в этом учебном году:

— активизировать использование методов для профилактики нарушений зрения у воспитанников

Причины нарушения зрения у детей.

1.Повышенная нагрузка на глаза (отсутствие ограничения просмотра телевизора и времени, проведенного за компьютером) со стороны родителей

— Длительный просмотр телевизионных передач вызывает зрительное утомление, которое сопровождается нарушением кровоснабжения тканей глаза, напряжением глазных мышц, что в конечном итоге ведет к снижению зрения.

Какие бы современные средства защиты не имел монитор компьютера, длительное нахождение у экрана отрицательно сказывается на зрении . В результате длительного, непрерывного устремления взора на экран монитора, глазные мышцы находятся в постоянном напряжении, что приводит к зрительному утомлению

Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны для зрения всевозможные «стрелялки» , мелькающими световыми и цветовыми эффектами.

-Длительные занятия или игры, связанные с напряжением зрения.

2.Неправильная посадка за столом при выполнении зрительной работы.

Неправильная посадка — сутулость, искривление позвоночника — приводят к повышенному напряжению наружных и внутренних мышц глаза, а также мышц шеи и позвоночника.

В результате глаза «работают» с перегрузкой и быстро утомляются. Кроме того, постоянное напряжение различных групп мышц нарушает процесс кровообращения в глазах, что способствует «изнашиванию» глаз и появлению или прогрессированию глазных заболеваний.

3. Недостаточное освещение рабочего места.

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещённости.

4.Снижение иммунитета, частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз.

Это ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами.

Причинами конъюктивита могут быть бактерии, вирусы, которые вызывают ОРЗ, ангину.

5.Неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды.

Солнечное излучение, плохая экология, пыль, хлорированная вода отрицательно влияет на орган зрения. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у ребенка начнутся проблемы со зрением.

6.Недостаток витаминов,важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей.

7. Нарушение гигиены зрения

Профилактика нарушения зрения у детей.

  1. Рациональная организация зрительного  труда;

Разумные зрительные нагрузки.

Как любой человеческий орган, глаза, от чрезмерных усилий и напряжения, утомляются и снижают эффективность своей работы.

Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

— Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).

-Непрерывная длительность просмотра телепередачи в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной- не более 30 мин.

-Необходимо обеспечить достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см, и до телевизионного экрана – 2-3 метра.

  1. Соблюдение светового режима

Освещение рабочего места

Для предотвращения переутомления или усталости ребёнка, очень важно соблюдать световой режим

Освещение рабочей поверхности должно происходить следующим образом: источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки. Свет всегда должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Исключения составляют рассматривание картинок или чтение книг, в этом случае источник света может находится с любой стороны, главное что бы он равномерно освещал рабочую поверхность и не ослеплял глаза. Необходимо поддерживать уровень естественной освещенности на все время пребывания ребёнка в игровой деятельности.

3.Формирование навыка у детей правильной посадки при зрительной работе

Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стул. Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.

4.Сбалансированные физические нагрузки и свежий воздух

Для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух, который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на лавочке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться.

5. Разнообразное, полноценное, богатое белками и витаминами питание.

Для зорких глаз полезны продукты с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина и лимоны. В межсезонье не отказывайте себе и детям в аптечных витаминно-минеральных комплексах для глаз.

7.Соблюдение гигиены глаз

Основными мерами профилактики распространения инфекционных заболеваний глаз являются соблюдение личной гигиены, индивидуальные полотенца, постельное белье.

8.Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам

9.Формирование привычки выполнять упражнения, направленные на снятие зрительного утомления в детском саду и дома

Цель зрительной гимнастики:

  • включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;

  • формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, способствует к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных  заболеваний.

Общие правила проведения зрительной гимнастики:

  • фиксированное положение головы. Необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

  • длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;

  • выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

  • После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурит глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6.Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.

7.Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

8.Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

9.Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

10.Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раза.

Физминутки

1.Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
2.Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
3.В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
4.По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
5.В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
6.Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
7.В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Указанные упражнения выполняются по возможности в середине каждого занятия. Продолжительность одной тренировки в пределах 3-5 минут.

Обучать детей упражнениям для глаз можно, начиная уже с 2-3-х лет.

Превратив эти упражнения из игры в привычку, можно добиться того, чтобы ребенок включал упражнения в комплекс поведенческих гигиенических процедур.

.

Источник: infourok.ru

Профилактика нарушений зрения – рекомендации взрослым и детям

Причины ухудшения зрительной функции разнообразны и часто обусловлены особенностями образа жизни современного человека. Сохранить нормальную остроту видения помогает своевременно проведённая профилактика нарушений зрения.

Чаще всего офтальмологические патологии развиваются на фоне следующих факторов:

  1. Регулярного перенапряжения глаз. Подобное состояние возникает при чересчур ярком или тусклом освещении, чтении в полумраке или во время движения, продолжительной работе за монитором компьютера, многочасовом просмотре телевизора.
  2. Врождённых аномалий зрительного органа. Такие патологии зрения развиваются в результате неправильного внутриутробного развития плода и не всегда проявляются сразу после рождения малыша.
  3. Возрастных изменений в организме. По мере естественного старения человека происходит нарушение аккомодации хрусталика, вызывающее появление пресбиопии (старческой дальнозоркости). Негативное явление нередко наблюдается у лиц, перешагнувших порог 45-летия.

Также к понижению качества зрения приводят травмы глазных яблок или головы, нарушения обменных процессов, отказ от использования солнцезащитной оптики, неполноценное питание, скудное витаминами и минералами. Возникновению офтальмологических патологий подвержены люди, болеющие сахарным диабетом, перенёсшие инсульт.

В детском возрасте нарушения зрения часто связываются с негативной наследственностью, недоношенностью, наличием таких серьёзных заболеваний как гидро- или микроцефалия, ДЦП.

Профилактика нарушений зрения

Под профилактикой офтальмологических патологий подразумевается комплекс специальных мероприятий, способствующих сохранению и поддержке нормальной зрительной функции. Основными мерами, помогающими предупредить быстрое ухудшение зрения, являются:

  • соблюдение правил работы с компьютером;
  • организация сбалансированного питания;
  • приём специальных витаминных комплексов;
  • регулярное выполнение упражнений для глаз;
  • тщательная гигиена органов зрения;
  • грамотная защита зрительного органа.

Своевременно выявить и пролечить нарушения зрения также удаётся благодаря регулярным медицинским осмотрам.

Правила работы за компьютером

Наибольший вред органам зрения наносится при многочасовом просиживании за компьютером. Для того чтобы максимально обезопасить глаза от негативного воздействия монитора, необходимо:

  1. Каждый полчаса делать перерывы, устремляя взгляд на 20-30 секунд в другом направлении. Для большего удобства существуют специальные приложения, напоминающие, когда требуется полезная для зрения пауза.
  2. Минимум дважды в течение дня выполнять глазную гимнастику, уделяя ей от 5 до 15 минут (противостоять зрительным нарушениям помогают круговые, горизонтальные, вертикальные движения, частые моргания, сведения глаз к носу и т.д.).
  3. Следить за правильным расположением монитора. Расстояние от него до глаз должно быть не менее 45 см. Максимально допустимая дистанция – 70 см. Верхний край монитора и глаза должны находиться на одинаковом уровне.
  4. Регулировать яркость экрана. Для зрения лучше всего, если она будет совпадать с уровнем освещения в комнате.
  5. При наборе текста выбирать шрифт 12-14 размера. Масштаб должен быть 100%.
  6. Избегать работы за компьютером в темноте. При таких условиях глаза подвергаются ненормированной нагрузке, результатами чего становятся их быстрая усталость и повышенная предрасположенность к зрительным нарушениям.

Дополнительную защиту органам зрения обеспечат специальные очки с антибликовым покрытием, а также глазные капли, подбираемые совместно с офтальмологом.

При наличии профессионального вреда для зрения, когда работа с монитором занимает по несколько часов ежедневно, должны ежегодно проводиться профилактические осмотры у глазного врача.

Питание и витамины

Чтобы обеспечить оптический аппарат всеми необходимыми ему веществами, необходимо правильно питаться и периодически принимать специальные комплексы для зрения. В рационе должны присутствовать легкоусвояемые продукты, богатые витаминными веществами:

  • свежая морковь;
  • петрушка;
  • шпинат;
  • рыба;
  • рыбий жир;
  • свёкла;
  • черника;
  • абрикосы;
  • тыква;
  • курага;
  • кукуруза;
  • плоды шиповника;
  • лесные и грецкие орехи;
  • морковный сок (лучше всего, в комбинации с петрушечным).

Чтобы противостоять развитию глазных нарушений, офтальмологи рекомендуют уделять особое внимание пище оранжевого и тёмно-зелёного цвета. Первая богата каротином, проявляет антиоксидантное действие. Тёмно-зеленые продукты содержат лютеин и зеаксантин, надёжно поддерживающие здоровье глаз.

Восполнить дефицит полезных веществ в организме также удаётся благодаря приёму специальных препаратов, содержащих витамины, минералы и микроэлементы. Детям, подверженным развитию глазных патологий, назначают такие комплексы как «Слезавит» (с 3 лет), «Стрикс», «Стрикс-кидс» (после 4 лет), «Витрум Вижн Форте», «Доппельгерц Актив с лютеином и черникой» (в 12 лет и старше). Чтобы замедлить возрастное нарушение зрения у взрослых и предотвратить негативные последствия, связанные с повышенными зрительными нагрузками, рекомендуется применение СуперОптика, Лютеин комплекса, Аевита, Черники Форте с лютеином и других подобных продуктов.

Гимнастика для здоровья глаз

Укреплять глазные мышцы, снимать напряжение и предупреждать заболевания органов зрения удаётся благодаря регулярной гимнастике. Ежедневно может выполняться несложный комплекс, состоящий из следующих упражнений:

  1. Зажмуриваний глаз в течение нескольких секунд. Движение повторяется от 7 до 8 раз.
  2. Вращений глазными яблоками поочерёдно влево и вправо. Процесс повторяется по 5 раз в каждую сторону.
  3. Быстрых морганий, занимающих не менее одной минуты.
  4. Чередований взгляда с кончика носа вдаль. Выполняют 5-7 раз.
  5. Устремления взора по очереди в каждый угол с неподвижной головой. Упражнение занимает около минуты.
  6. Разглядывания указательного пальца вытянутой руки в течение 4-6 секунд. Согнув, его приближают к кончику носа, затем начинают всё сначала. Требуется 5-6 повторов.

Проводить тренировки для зрения следует дважды-трижды в течение дня, посвящая им минимум 3-5 минут. Если гимнастика выполняется правильно, после неё в области глаз ощущается умеренное напряжение. Это свидетельствует об активной работе глазной мускулатуры.

Постепенно приведённый комплекс может расширяться, пополняться новыми эффективными пассами. При этом следует не забывать согласовывать их с офтальмологом.

Гигиена органов зрения

Ответственное отношение к личной гигиене – одно из важнейших условий сохранения глаз в здоровом состоянии. Предупреждению офтальмологических нарушений способствуют:

  • тщательное очищение лица перед сном;
  • наличие личного полотенца и отказ от использования чужого;
  • исключение прикосновений к глазам или их трения грязными руками;
  • использование уходовой и декоративной косметики для глаз, обладающей гипоаллергенными свойствами и выпускаемой надёжными марками.

Одной из частых причин воспаления глазных яблок бывает игнорирование правил ношения контактных линз. Чтобы исключить возможные нарушения зрения, их следует своевременно менять, хранить в чистом контейнере и обрабатывать качественной дезинфицирующей жидкостью.

Защита глаз

Чтобы предотвратить нарушения зрительной функции, необходимо обеспечивать органам зрения эффективную защиту от повреждений. Профилактике глазных патологий способствуют:

  1. Работа при достаточном освещении (умеренно-интенсивном, не слишком ярком или тусклом). На рабочее место свет должен падать сбоку, исключая появление теней.
  2. Использование солнцезащитных очков в ясные дни. Офтальмологи рекомендуют выбирать качественные изделия, имеющие уровень защиты от УФ-излучения не менее 400 нанометров, а также коричневые, серые или зелёные стёкла.
  3. Соблюдение чистоты в помещении. Следует постоянно бороться с пылью, регулярно проводить влажную уборку. В противном случае значительно возрастает риск развития конъюнктивита и других патологий, способных повлиять на уровень зрения.
  4. Отказ от нахождения в накуренных местах. Табачный дым содержит множество вредных веществ, вызывающих поражение глазных сосудов и раздражение слизистой оболочки. При постоянном воздействии никотина на глаза могут развиваться такие болезни, как катаракта, увеит, дегенерация жёлтого пятна, оптическая нейропатия и другие патологии, вызывающие нарушения зрения.
  5. Предупреждение травм головы и глазных яблок. Подобные повреждения способны спровоцировать кровоизлияния в глазницу, смещения глазных яблок, опасные изменения в области глазного дна, зрительного нерва и другие нарушения.

Представителям некоторых профессий нужно пользоваться специальными приспособлениями (очками, масками), предохраняющими органы зрения от попадания в них посторонних объектов, а также помогающими лучше видеть мелкие детали. К таковым принадлежат сварщики, сантехники, ювелиры, часовщики и другие.

Профосмотры у глазного врача

Профилактические осмотры у офтальмолога направлены на раннее выявление глазных патологий, их своевременное лечение и предупреждение опасных осложнений со стороны органов зрения. Диагностику должны проходить пациенты любого возраста, включая детей. Согласно действующим нормам, обязательно обследуются школьники 10, 15, 17 лет.

Офтальмологические обследования становятся особенно важными после наступления 40-летия. В этот период жизни у многих пациентов развиваются негативные процессы в области глаз, связанные с неизбежным старением организма.

При выявлении зрительных нарушений специалист выполняет следующие манипуляции:

  • проверяет уровень остроты зрения с помощью специальных таблиц;
  • проводит офтальмоскопию (изучение состояния глазного дна и сетчатки);
  • осуществляет тонометрию (определение показателей внутриглазного давления).

Если врач предполагает наличие у человека серьёзных нарушений зрения, основная диагностика может быть дополнена более информативными методами (УЗИ глаза, компьютерной томографией, магнитно-резонансной томографией).

В случае выявления глазных патологий на ранней стадии, доктор назначает больному наиболее подходящий способ лечения (очковую, линзовую коррекцию, применение специальных лекарственных и витаминных средств, аппаратные процедуры, занятия гимнастикой). Добросовестное отношение к медицинским предписаниям позволяет остановить прогрессирование нарушения, сохранить зрение и исключить необходимость проведения сложной операции.

Профилактика близорукости у детей

Согласно медицинской статистике, третья часть детей младшего возраста подвержены развитию нарушений зрения в виде близорукости.

Большинство специалистов советуют приступать к профилактике миопии ещё в дошкольный период. С этой целью рекомендуется принимать следующие меры:

  1. Давать малышу первые книги с крупными, чёткими иллюстрациями. Это поможет избежать чрезмерного напряжения органов зрения, которые пребывают в стадии своего активного развития.
  2. Следить за хорошей освещённостью детской комнаты, отказаться от экономии света. Небезопасно, если кроха будет играть с мелкими предметами или рассматривать картинки в тёмном помещении.
  3. Приучать писать или рисовать, сидя за столом, сохраняя правильную осанку. При этом нужно следить, чтобы дистанция между органами зрения и столом была не меньше, чем расстояние от детского локтя до кисти.
  4. Исключить просмотр телевизора в возрасте менее 3-х лет. Дети постарше могут находиться перед его экраном не дольше 30 минут подряд.
  5. Когда ребёнок начнёт читать самостоятельно, следить за тем, чтобы шрифт был крупным, а расстояние от книги до глаз было в пределах 33-35 см. Для сохранения здоровья органов зрения не стоит приучать кроху к чтению лёжа.
  6. Обеспечить растущий организм полноценным питанием. Чтобы предупредить нарушения зрения, важно включать в рацион продукты, богатые витаминами А, С, каротином, кальцием.

В течение первого года жизни ребёнка офтальмологи исследуют зрительный аппарат с определённой периодичностью (в 3, 6, 12 месяцев). Когда малышу исполнится год, проводится обследование, предусматривающее расширение зрачков и определение истинной рефракции.

Маленькие пациенты, входящие в группу риска по нарушениям зрения, нуждаются в более частых визитах к врачу. К таковым принадлежат дети, родственники которых страдают миопией, ретинопатией, а также малыши, рождённые преждевременно (недоношенные).

Когда обратиться к врачу

Существуют характерные признаки нарушений зрения, при появлении которых визит к врачу становится обязательным. Посетить офтальмолога и пройти обследование необходимо при наличии:

  • нечёткого видения предметов, расположенных на различных дистанциях от органов зрения (подобное явление говорит о различных заболеваниях – миопии, дальнозоркости, катаракте);
  • повышенного слезотечения, зуда, покраснения конъюнктивы (перечисленные признаки характерны для различных форм конъюнктивита);
  • временного затуманивания либо исчезновения зрения (при таких симптомах могут иметь место отслойка сетчатки или закупорка сосуда тромбом);
  • красноты, болезненности в глазу (в этом случае может иметь место начальная стадия глаукомы).

Если при ношении контактных линз присутствует постоянный дискомфорт, нечёткость изображения, глазное яблоко краснеет, следует также обратиться к врачу. Подобные явления возникают при повреждении роговицы и могут быть связаны с неправильным подбором оптики.

Предупредить нарушения зрения гораздо проще, чем бороться с уже имеющимся заболеванием. Используя основные способы профилактики офтальмологических патологий, можно долгие годы поддерживать глаза в здоровом состоянии и наслаждаться полноценным визуальным восприятием окружающего мира. Хорошим дополнением к основным профилактическим мероприятиям станут регулярные занятия спортом. Особенно полезно практиковать плавание, бег, фитнес, езду на велосипеде. Необходимо учитывать, что прыжки в воду, поднятие тяжестей, единоборства могут вызвать разрыв или отслойку сетчатки. Прежде чем заниматься подобными видами физической активности, следует получить одобрение врача.

Источник: oculistic.ru